Назад

ИЗ ОДЕССКИХ РАССКАЗОВ

РОССИЯ

Фильм-спектакль

 

 

По произведениям Исаака Бабеля.

 

В ролях: Михаил Филиппов, Зиновий Гердт

 

Режиссер: Н. Тягунов

 

В основе спектакля - история "возвышения" известного одесского бандита Бени Крика.

 

В русской культуре очень много началось с нуля в семнадцатом году. Как раз в семнадцатом году Бабель написал в своей статье, что в русской литературе не хватает солнца, что нужно южное одесское солнце. Вот южное одесское солнце он туда и притащил. Бабель вырвался из традиций реалистического бытописания и, действительно, залил все каким-то невероятно ярким цветом и мощными красками, как Матисс. Французское имя здесь возникает не случайно - свои первые рассказы Бабель написал по-французски: он очень хорошо знал этот язык. И, конечно, он восходит к Мопассану, к которому он возводил себя сам, а еще больше – к Рабле. Действуя новыми приемами, он смог совершить ему почти невероятное. Мы знаем, как привлекательно может быть злодейство, но чтобы злодейство было ярко и празднично - это есть только у Бабеля.

И отсюда два поразительных урока – из его "Конармии", из этих анархистов и бандитов, и из "Одесских рассказов", уже из настоящих бандитов во главе которых стоит выдающийся Беня Крик. Два урока: эстетика, может быть, важнее этики. Или уж, по крайней мере, эстетика – это и есть этика: что красиво, то и хорошо. И второе: вечный спор между формой и содержанием, конечно, Бабель решает в пользу формы. Форма и есть содержание.

 

Кем был Бабель? Враль и выдумщик,

Сочинитель и болтун,

Шар из мыльной пены выдувший,

Легкий, светлый шар-летун.

Кем был Бабель? Любопытным

На пожаре, на войне.

Мыт и катан, бит и пытан,

Очень близок Бабель мне.

Очень дорог, очень ясен

И ни капельки не стар,

Не случаен, не напрасен

Этот бабелевский дар

 

Борис Слуцкий

 

 

Бабель Исаак Эммануилович родился в Одессе 13 июля 1894 в зажиточной и образованной еврейской семье. Учился в Одесском коммерческой училище имени Николая I, потом в Коммерческом институте. Увлекался историей, штудировал языки - немецкий, английский. Очень легко ему давался французский, настолько легко, что начал он писать по-французски, писать начал в 15 лет. Бабель участвовал в любительских спектаклях и сочинял пьесы. Завершив образование, он не пошел по финансовой части, а стал служить в книжном издательстве.

Одесса его детства, юности - яркий, колоритный, праздничный мир, который он любил, куда, уезжая, стремился вернуться. У жителей города был свой особый говор, бытовой уклад и редкостное чувство юмора. Сгустком энергии Одессы была Молдаванка - район около железнодорожно-товарной станции, где обитали извозчики, грузчики, налетчики и воры, - персонажи "Одесских рассказов" Бабеля.

В 1916 году Бабель приехал в Петербург с твердым намерением жить писательским трудом.

"Я представлял тогда собой румяную, пухлую и неперебродившую смесь толстовца и социал-демократа, не носил пальто, но был вооружен очками, замотанными вощеной ниткой".

Бабелю повезло, Горький, прочитав его рассказы, позвал его в кабинет и благословил, сказав:

- Гвозди бывают маленькие, - сказал он, - бывают и большие - с мой палец. Писательский путь, уважаемый пистолет (с ударением на о), усеян гвоздями, преимущественно крупного формата. Ходить по ним придется босыми ногами, крови сойдет довольно, и с каждым годом она будет течь все обильнее... Слабый вы человек - вас купят и продадут, вас затормошат, усыпят, и вы увянете, притворившись деревом в цвету... Честному же человеку, честному литератору и революционеру пройти по этой дороге - великая честь, на каковые нелегкие действия я вас, сударь, и благословляю…"

Два рассказа Бабеля - "Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна" и "Мама, Римма и Алла" - были опубликованы в журнале "Летопись (1916, № 11). Рассказы вызвали интерес у читающей публики и у судебных органов. Бабеля собирались привлечь к уголовной ответственности за порнографию. Февральская революция спасла его от суда, который уже был назначен на март 1917.

Потом, по совету Горького, семь лет Бабель ездил по стране, сменив множество профессий, - служил в ЧК, был корреспондентом газеты "Красный кавалерист", участвовал в продовольственных экспедициях, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах, был репортером тифлисских и петроградских газет.

В 1920 году Бабель с журналистским удостоверением ЮгРОСТА, выписанным ему на имя Кирилла Васильевича Лютова, отправляется в Ростов-на-Дону, где присоединяется к Первой конной армии Семена Буденного, двигавшейся навстречу польским войскам, наступавшим на Киев,. Бабель участвует в боевых действиях и ведет дневник, ставший основой цикла рассказов "Конармия", опубликованного в 1923 по 1926 год. Дневник считался утерянным, сохранился чудом и был опубликован через много лет после гибели Бабеля.

Книга "Конармия" из 34 рассказов сложилась за три года. Командующий Первой конной армией Буденный, герой гражданской войны и будущий маршал был в гневе, прочитав рассказы, в статье "Бабизм Бабеля из “Красной Нови”", опубликованной в журнале "Октябрь" командарм требовал защитить от безответственной клеветы тех, "кого дегенерат от литературы Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти". Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов Первой конной "лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев"

описаны ярче, чем казаки у Гоголя. Вскоре появились и первые переводы "Конармии" на другие языка, на испанский "Конармия" была переведена уже в 1928 году.

По гамбургскому счету, составленному Виктором Шкловским, Бабель – легковес:

 

"Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие.

Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренера.

Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы.

Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах.

Долго, некрасиво и тяжело.

Здесь устанавливаются истинные классы борцов, - чтобы не исхалтуриться.

Гамбургский счёт необходим в литературе.

По гамбургскому счёту - Серафимовича и Вересаева нет.

Они не доезжают до города.

В Гамбурге - Булгаков у ковра.

Бабель - легковес.

Горький - сомнителен (часто не в форме).

Хлебников был чемпион".

 

Вот как Надежда Мандельштам описывает жизнь Бабеля за два года до его ареста:
"Он, кажется, никогда не жил в писательских домах, а всегда как-то неожиданно, не так, как другие. Мы (с Осипом) с трудом отыскали его в каком-то непонятном особняке. Мне смутно помнится, будто в этом особняке жили иностранцы, а Бабель снимал у них комнаты на втором этаже. А может, он так нам сказал, чтобы мы удивились. Он очень любил удивлять людей… Ведь иностранцев боялись, как огня: за самое поверхностное знакомство с ними летели головы. Кто бы решился поселиться у иностранцев? Я до сих пор не могу опомниться от удивления и не знаю, в чем там было дело. Бабель всегда нас чем-нибудь поражал, когда мы встречались.

Мы рассказали Бабелю о наших бедах. Разговор был долгий, а он слушал нас с необычайным любопытством. Весь поворот головы, рот, подбородок и особенно глаза Бабеля всегда выражали любопытство. У взрослых редко бывает такой взгляд, полный неприкрытого любопытства. У меня создалось впечатление, что основной движущей силой Бабеля было неистовое любопытство, с которым он всматривался в жизнь и в людей".

16 мая 1939 года Исаак Бабель был арестован. При аресте были конфискованы 24 папки из архива писателя. Их судьба неизвестна до сих пор. Вдова писателя Антонина Пирожкова 15 лет прожила в тревожном ожидании, надеясь на его освобождение. Только в 1954 году, после смерти Сталина, она, как и многие другие родственники репрессированных, узнала правду: Бабель был расстрелян вскоре после ареста. Точная дата гибели неизвестна. Ему было 46 лет.

Бабеля вновь начали вновь издавать в постсталинские времена, но и первое "Избранное"(1957, затем более полное 1966), оставляли неизвестным читателю большую часть бабелевского литературного наследства.

Самое полное издание И. Э. Бабеля вышло лишь в 1990 году в московском издательстве "Правда". Её составила и подготовила к печати жена писателя Антонина Николаевна Пирожкова-Бабель. В литературном наследии Бабеля восемьдесят рассказов, две пьесы – "Закат" (1927, впервые поставлена в 1927 режиссером В. Федоровым на сцене Бакинского рабочего театра) и "Мария" (1935, впервые поставлена в 1994 режиссером М.Левитиным на сцене Московского театра "Эрмитаж"), пять киносценариев, среди которых "Блуждающие звезды" (1926, по мотивам одноименного романа Шолом-Алейхема), публицистика.

Hosted by uCoz