Назад

 

Михаил Фейгин:размышления и мотивы

(ЕленаСКУЛЬСКАЯ, «Молодежь Эстонии – Суббота», 19.08.2006)

 

 

– Поокончании ГИТИСа вы открыли собственный театр…

 

–Да, несколько лет просуществовал мой небольшой «Театр на Филях», потом я началставить в антрепризах. «Привидения» Ибсена, поставленные первоначально какантрепризный спектакль, были приняты в репертуар театра имени Маяковского.Потом были спектакли в театре Станиславского, Гоголя, работа в Маяковке,аспирантура. Сейчас главное место работы – РАТИ.

 

–Можете назвать свой самый любимый спектакль?

 

–Назову даже три. Те самые «Привидения», которые даже хотелось потом повторить,хотелось поставить с Ольгой Яковлевой и Николаем Волковым, но, к сожалению, этоне было осуществлено. Очень люблю «Иванова»,которого ставил в театре Станиславского с МихаиломФилипповым и Евгенией Симоновой – Саррой сценографию делал АлександрБоровский, сын Давида Боровского, и это был, кажется, первый случай, когдасдержанный отец похвалил сына. Особый ход спектакля был в том, что мы игралиодновременно первый и второй акт, буквально одновременно. У нас было двеплощадки, одна в глубине сцены – усадьба Лебедевых, а на переднем плане –усадьба Ивановых. Действие перекачивалось с одной площадки на другую. Правда,ни один критик, а статей было множество, не заметил этой одновременности.

 

– Тоесть критики Чехова не читали?

 

–Может быть, и не читали. А может быть, стыки и швы были сделаны так ловко, чтоони обманулись.

 

– Итретий спектакль?

 

–«Кровавая свадьба» Гарсия Лорки, которую я ставил в ТЮЗе Ростова–на –Дону и к которой мне все время хочется вернуться.

 

– Чтопривлекло вас в «Танцах на празднике урожая»?

 

–Я нашел в пьесе массу психологических парадоксов, массу нюансов, делающих нашужизнь и трогательной и смешной. В этой пьесе есть одна планетарная тема: темаженской оставленности. Тема сложной женской судьбы. Сегодня женщине живетсякуда сложнее, чем, например, в XIX веке. Исторические катаклизмы вывернулинаизнанку привычные семейные стереотипы. Поставили женщину перед необходимостьюсамой отвечать за себя. Жить без мужчины, жить без второй половины, то есть вразорванном пополам состоянии.

 

Плюс инфантилизация всего мира

 

 

– Счего все началось?

 

–Началось, по–моему, все с Чернышевского, певца женской эмансипации, и еслипроследить дальше – то ли женщина спровоцировала революцию, то ли революция вывернуланаизнанку женскую природу и поставила женщину на грань вымирания.

 

–Значит, после Чернышевского сразу «Мать» Горького?

 

–А потом сразу «Любовь Яровая», а потом уже «Гадюка». Путь от «Что делать?» до«Гадюки» очень короткий. И не только мужчины бросили женщин, но и женщины что–тоотняли у мужчин, мужчина изменился, можно сказать, деградировал, отдал женщинесвою меру ответственности и оказался не у дел. И в нашей пьесе ситуация, когдамужчин практически нет (такой период реально был в Ирландии, когда почти всемужчины эмигрировали, и остров стал островом женщин). В нашей странеистребление мужчин происходило другим способом, но все равно происходило. Всяистория нашей страны вынесена на женских плечах. Как выживали наши матери?Сколько нужно было физических и нравственных сил, чтобы поднять детей, несломаться, научить нас любить. Я преклоняюсь перед нашими матерями, перед темиженщинами, что стояли у нас за спиной и учили нас выживать. Я вырос в СоветскомСоюзе, который научил нас выживать несмотря ни на что. Наши матери обладаликосмическим терпением. Их любовь была разлита по миру как благодать, каквоздух, который нас спасал и дал возможность выстоять.

 

Мыставим спектакль о способности к выживанию, о способности к любви. Наш геройвспоминает свое детство – самое светлое, что у него есть. Детствозаканчивается, когда разрушается семья. А семья, в которой существует нашгерой, – нелепая невозможная семья, состоящая из пяти сестер и полусумасшедшегобрата. Где все влюблены в одного мужчину и ждут его как мессию, полпьесы ждут.Потом он появляется, все переворачивает вверх дном и исчезает. И вот геройвспоминает этот противоестественный, странный союз людей, который был семьей.

 

Таки мы вспоминаем наш Советский Союз. Не потому, что хотели бы его вернуть, мытоскуем о юности, о вере, о защищенности, о том времени, когда мы были однойсемьей. Больше всего мы тоскуем о космической общности – у нас не было границвнутри шестой части планеты. Конечно, эта семья народов была совершеннонемыслима и патологична, и держалась она на колючей проволоке. Но это быласемья. И эта семья – наше детство, наша молодость. И мы не можем ее простозабыть. У Шукшина я прочитал фразу о том, что не след отдавать за понюх табакусвое прошлое. Он говорит: мы прожили очень сложную жизнь, не забывай и неотдавай за понюх табаку наши сказки, наши песни, наши невероятной сложностипобеды. Будь человеком.

 

– Иэта мысль как–то пройдет сквозь спектакль?

 

–Постараемся.

 

– Выпока совсем не знаете актеров, с которыми предстоит работать. Предвидите какие–тосложности?

 

–Я думаю, что если у актера есть профессия и есть желание работать, то остальныесложности будут преодолены.

 

– Непугают крайне сжатые сроки?

 

–Нет, это нормально. Сорок репетиций.

 

– Какбы вы охарактеризовали нынешнюю московскую театральную ситуацию?

 

–Прежде всего, бросается в глаза засилье воинствующего дилетантизма, которыйидет на поводу у зрителя, условно говоря, попсовоготолка. Уровень культуры катастрофически снижается. Причем снижается из–за того,что все абсолютно доступно, дозволено и просто лень хоть что–нибудь прочесть. Все – на поверхности. Когда–то мы читали книги, из–закоторых людей сажали я знаком с человеком, получившим пять лет лагерей за то,что издал в самиздате Хармса. Представляете, как мы читали этого Хармса?! Длянас чтение было глотком свободы, противостоянием идеологическому диктату. Мыборолись за право читать. А сейчас на прилавках лежат нераскупаемые тома«Архипелага ГУЛАГ», за распечатку которых можно было попастьв этот самый ГУЛАГ лет на десять… Книга перестала бытьперсонифицированной, ее больше не держат в руках, у нее осталось одно тольковиртуальное пространство, которое лишило ее многих качеств.

 

Нынешниймелькающий, всенапродажный мир не хочет, чтобы ты задумывался. Он хочет, чтобыты покупал, ел, расслаблялся, включив телевизор. А все, что мы тупо поглощаемчерез телевизор, – это накипь, которая оседает в нас, и от нее не так–то простопотом избавиться, мы пропитываемся ею. И мы идем туда, где нас встряхнут,впрыснут адреналинчику, как на американских горках. Ух, полетел! А куда тылетишь?! Зачем?!

 

Идетмассовая инфантилизация мира. Заинтересовать подросткаголым задом очень легко. И эта методика – заинтересовать и встряхнуть тем, чтолегче всего возбуждает – распространяется на нацию, на мир. Особенно это виднов Штатах. Мой брат, живущий в Нью–Йорке, тонкий и интеллигентный человек,теряет связь с собственными детьми, которые, просачиваясь сквозь телевизор,уходят от него… У них другие ценности – развлечься,получить удовольствие, поспать, пожрать. Но там молодые люди хоть работают, унас они этому еще и не научились.

 

–Будем надеяться, что ваш спектакль поможет зрителям повзрослеть.

 

Hosted by uCoz