Театру
им.Вл.Маяковского – 85 лет
ГАЛИНА АНИСИМОВА: "Театр - это не стены, а живые люди"
Московскому академическому Театру имени
Вл. Маяковского исполняется 85 лет. Театр Революции - Театр драмы - Театр
Маяковского, через эти три имени прошли восемь с половиной десятков лет одной
из центральных сцен столицы. Театр Революции был связан с именем Вс.Мейерхольда, его новаторскими спектаклями, блистательной
плеядой актеров (Гарин, Ильинский, Охлопков, Бабанова, Царев). Образовавшийся
на его основе Театр драмы - это прежде всего две крупнейшие режиссерские фигуры
отечественной сцены: Алексей Попов и Николай Охлопков. Попов руководил театром
с 1930-го по 1935 год. Из множества поставленных им спектаклей долгожителями
стали "Собака на сене" Лопе де Вега,
"Ромео и Джульетта" Шекспира и "Таня" Алексея Арбузова, в
которых блистал неповторимый талант Марии Бабановой. Попов строил театр, основанный
на нюансах психологической правды и остром социальном зрении. Эпоха Николая
Охлопкова - это эпоха крупных форм, дерзкого постановочного размаха. Театр
Охлопкова (1943 - 1967) - это в первую очередь театр высокого поэтического
звучания, мощного накала страстей, крупной актерской выразительности.
"Гамлет" с Евгением Самойловым в заглавной роли (впоследствии его
играли Эдуард Марцевич и Михаил Козаков) был
настоящим событием театральной жизни 50-х годов прошлого века. Не менее важным
событием стала "Иркутская история" Арбузова, где заблистала молодежь:
Александр Лазарев, Евгения Козырева, Эдуард Марцевич.
При Охлопкове в театр пришла целая команда ярких молодых индивидуальностей: к
уже названным именам надо добавить Светлану Мизери,
Галину Анисимову, Светлану Немоляеву, Игоря Охлупина. Следующая длительная эпоха театра связана с
именем Андрея Гончарова, который принял руководство театром в 1968 году и
руководил им по 2001 год. Гончаров резко изменил вектор движения этой
прославленной сцены. В его режиссерской манере сочетались тяга к крупным,
красочным формам и пристальное внимание к психологии отдельного человека на
сцене. Классика шла вровень с современной пьесой, которую режиссер не уставал
искать и пробивать через стены советской цензуры. Автором театра становится
Эдвард Радзинский ("Беседы с Сократом", "Театр времен Нерона и
Сенеки"). Впервые в советском театре Гончаров поставил Теннесси
Уильямса, и его "Трамвай "Желание" с Арменом
Джигарханяном и Светланой Немоляевой
стал на два десятилетия подлинным театральным фаворитом Москвы. Гончаров ставил
Михаила Булгакова, Исаака Бабеля, мюзикл "Человек из Ламанчи"
(еще один настоящий театральный хит), пьесы русских и зарубежных классиков. При
нем была заново сформирована уникальная труппа, где рядом с уже имевшимися
звездами засверкали новые: Наталья Гундарева, Евгения
Симонова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов,
Александр Фатюшин. Рядом продолжали плодотворно играть "старики":
Татьяна Карпова, Лидия Сухаревская, Борис Тенин, Нина
Тер-Осипян, Владимир Самойлов...
С 2002 года театром руководит
Сергей Арцибашев, который бережно сохраняет
уникальную труппу, "дозируя" ее участие в спектаклях с участием
артистов старшего поколения. При Арцибашеве репертуар
театра пополнился четырьмя масштабными спекталями,
три из которых поставлены по произведениями Гоголя и один - по Достоевскому
("Карамазовы", "Женитьба", "Мертвые души",
"Ревизор"). Арцибашев - один из немногих
российских режиссеров, решившийся воссоздать на сцене второй том поэмы
"Мертвые души".
Наш собеседник - народная артистка
СССР Галина Анисимова, актриса охлопковского призыва,
она поступила в театр в 1952 году и работает в нем по сей день. В творческой
биографии актрисы - и молодые героини ("Гамлет", "Зыковы",
"Гостиница "Астория", "Таверна Мелоди"...), и возрастные характерные роли
("Трамвай "Желание", "Дети Ванюшина", "Жизнь
Клима Самгина", "Энергичные люди", "Мертвые души",
"Женитьба", "Развод по-женски"). Галина Анисимова за свою
долгую жизнь в театре не раз играла с выдающимися партнерами, составлявшими
цвет отечественной сцены. Посчастливилось ей однажды даже составить дуэт со
знаменитым англичанином Полом Скофилдом (в
"Гамлете" Охлопкова он несколько раз сыграл заглавную роль, а
Анисимова играла Офелию). Огромный период жизни Театра им. Маяковского прошел
на глазах у актрисы и при непосредственном ее участии.
-
Я пришла в этот театр в 1952 году, после Щукинского
училища. В это время там царствовал Николай Павлович Охлопков, и любое участие
в его спектакле - в массовке, в хоре, в крошечном эпизоде - было для меня
великим счастьем. Судьба сложилась так, что меня ввели на роль Офелии в
знаменитом охлопковском "Гамлете" и я
должна была заменить в этой роли великую Бабанову. Так, с первых шагов я
столкнулась с тем, что является в театре самой главной драмой. У каждого актера
время неумолимо отнимает первенство, роли, успех... Надо ли опять доказывать,
что я не просилась играть Офелию. Даже помыслить об этом не могла. Это было
решение режиссера. Однако с той поры Мария Ивановна Бабанова перестала отвечать
на мои приветствия, не замечала меня. Ей было слишком больно, это можно понять.
Впрочем, первый "холодный душ" от великой актрисы я получила еще
раньше, когда мне дали крошечный эпизод в одном из спектаклей с ее участием.
Меня и так-то колотило, я нервничала, хотя роль была совсем пустячной. Но
больше всего меня убил момент, когда Мария Ивановна поставила меня спиной к
зрительному залу и при этом еще прошептала мне прямо на сцене: "Только ты
быстро-быстро говори и уходи". Меня потрясло, как мастер такой величины
может сказать такое девчонке, которую в последнюю минуту всунули в спектакль. И
только гораздо позже я поняла, сколько пережила в театре сама Мария Ивановна, и
как вообще жесток театр.
- Тем не менее известно, что
Бабанова все же бросила вам однажды в коридоре по поводу Офелии фразу:
"Хорошо играешь!"
-
Она же мастер, и где-то подспудно понимала, что в этой внутренней драме я ни
при чем. В спектакле у нас был хор вокруг Офелии, что-то вроде хороводика. И вдруг однажды меня вызвал Охлопков, долго со
мной говорил, а вот репетировал всего один раз (у него был помощник Алексей Кашкин, который проработал со мной все сцены). Я ведь и в
костюмах была бабановских. Позже один мне сшили, а
второй так и был с ее плеча. Художником спектакля был знаменитый Рындин,
большой мастер, и костюмы были потрясающие. До сих пор помню этот шедевр:
черный бархат, на лифе кружевная сетка...
- Актеры говорят, что в чужих
костюмах есть и своя магия, и свой предрассудок...
-
Конечно, когда надеваешь костюм другого исполнителя, испытываешь особое
чувство. Я вообще зануда и к вещи в театре отношусь как к живому существу: не
могу повесить свой костюм кое-как. Я не могу смириться с тем, как нынешние
ребята бросают их, будто хлам, гоняют несчастного костюмера. Вообще время
меняет не только содержание театра, но и градус всего того, что происходит за
кулисами. Помню успех "Гамлета" (Евгений Самойлов блистательно играл
в нем заглавную роль), который не сравнить с самим понятием нынешних успехов.
На гастролях в Ленинграде толпу зрителей держала конная милиция. Конечно, театр
в те времена играл в умах населения совсем иную роль. И сами порядки внутри
театра были иными.
Я
пришла в труппу и не только увидела эту плеяду гигантов. Старшие актеры
приучали нас даже не к этике в театре, но к эстетике поведения: как жить в
театре, как себя вести. Бабанова, например, приходила всегда загодя, отдельно
стояла на сцене, в кулисах, готовилась. И вокруг нее будто образовывалось
защитное поле. А сейчас несутся на сцену с верхнего этажа, на ходу влезая в костюм.
Молодые девочки, которые ничего еще не сыграли, уже впряжены в сериалы и подают
в репертуарную контору список своих свободных для театра дней.
- А следующая за охлопковской плеяда: Лазарев, Немоляева,
Филиппов, Костолевский, Симонова... - они тоже неслись
по лестнице и швыряли костюмы?
-
Никогда! Начну с Жени Козыревой, Веры Орловой - это были действительно звезды,
любимицы публики. Но их воспитывали жестко, резко: попробуй не поздоровайся со
старшими, как сейчас говорят, мало не покажется. А нынче я сижу в гримерной,
меня причесывают, и влетает молодая актриса прямо в пальто, швыряет сумку и
кричит парикмахеру: "Мне надо щипцы на завивку..."
Следующая
плеяда. Немоляева, Лазарев, Охлупин,
чуть раньше Марцевич, работал у нас Миша Козаков -
все это были мощные, энергетически заряженные люди, которые, войдя в этот
коллектив, уже никогда ничего подобного себе не позволят. Эстетика поведения
уже в крови.
- Вы пришли в театр в 1952 году. К
тому времени от эстетики Алексея Дмитриевича Попова уже ничего не осталось? Тем
более от Мейерхольда? Ведь театр - это не стены, а действующие в данный момент
лица?
-
Конечно, театр - это конкретные люди. К моему приходу играли еще знаменитую арбузовскую "Таню" и "Собаку на сене".
От Мейерхольда остались Бабанова, замечательный актер Свердлин
и сам Охлопков. Свердлин, конечно, нес в себе нечто
от той закваски: постоянно занимался гимнастикой, была в нем какая-то мощная
физическая пружина. Охлопков же вообще отличался от всех. Он был очень крупный
во всем, ему всего было мало. Не хватало сцены, и он делал дорогу цветов через
весь зрительный зал. Ему нужны были воздух, музыка, пространства.
Охлопков
являл собой невероятный сгусток энергии. Он только еще входил в театр, а все
уже знали: идет! Конечно, он актер был фантастический и дарил актерам мощь,
крупную выразительность. Одна "Медея" с оркестром Силантьева в Зале
Чайковского, в этом как бы греческом пространстве, чего стоила. Так, как он мог
показать актеру роль, никто не мог! С нами работал и прекрасный артист Борис Толмазов, но как Охлопков, показать не мог никто.
- Считается, что Охлопков -
режиссер постановочного размаха, крупных метафор. И тонкая работа с актером не
его конек.
-
Это и правда, и неправда. Поскольку он сам был потрясающим актером, мы для него
никогда не были винтиками. Размах натуры - вот что важно. Однажды его хотели
назначить заместителем министра культуры, Фурцева имела с ним разговор. Потом
друзья спросили Николая Павловича: "Зачем вам быть чиновником?" А он
ответил: "О чем вы говорите? Я с Лениным играл (имелась в виду картина
"Человек с ружьем"), думаете, я замминистра не сыграю?" Охлопков
мог дать молодому Козакову сыграть Гамлета - это поступок. В "Иркутской
истории" дал Лазареву, Марцевичу и Мизери главные роли. Он не боялся за две репетиции ввести
полноценного исполнителя, как это было с вводом на роль Вальки-буфетчицы Люси Овчинниковой - за несколько дней до гастролей в Германии!
Он вообще ничего не боялся.
- За свою долгую жизнь в театре вы
застали уже третьего художественного руководителя. Вы были свидетелем не только
подъема, но и медленного ухода лидеров. Что происходит в это время в театре?
-
Это трагедия. Угасание личности (если во главе театра крупная фигура) очень
тяжело наблюдать. Когда гаснет он, все погружается во тьму. Охлопков до
последней минуты, до того, как ушел умирать в больницу, приходил в театр.
Каждый день требовал от жены, чтобы она вела его в театр, хотя идти было три
минуты. Он приходил в свой кабинет, садился и начинал вызывать по одному,
спрашивать. Люди понимали, что он уже неадекватен. Однажды я столкнулась с ним
около лестницы, он меня узнал, спросил, как дела, и велел держаться. Очень
тяжело смотреть на человека, которого боготворишь, а он на твоих глазах
деградирует.
- И вот пришел Андрей Гончаров,
который никогда не отличался кротостью нрава. Как в театре почувствовали его
приход?
-
Все волновались, ждали страшных вещей. Как только пришел Гончаров, сразу ушли Толмазов и группа актеров: Самойлов, Орлова, Марцевич.
- Почему?
-
Почувствовали, что не сработаются.
- Вы к тому времени видели его
спектакли?
-
Да, на Малой Бронной я посмотрела "Вид с моста" - это был тогда
знаменитый спектакль. Конечно, я увидела современного, талантливого режиссера.
Но тут надо понять, к чему мы привыкли. Мы привыкли к театру Охлопкова, по
сравнению с которым театр Гончарова казался более камерным, психологичным, без
ярких, броских, выразительных красок.
- Все познается в сравнении. Позже
как раз Гончаров и являлся броским режиссером, любителем крупных мазков.
-
Конечно. Но мы тогда привыкли к другой степени выразительности. Кроме того,
Охлопков всегда пытался оправдать актера, в любой ситуации. Даже, знаете,
пьяниц он не выгонял, а переводил в рабочие сцены! Они сразу прекращали пить -
такого я нигде и никогда больше не видела! Рабочие-то могли пить, а
"сосланный" артист завязывал накрепко.
Андрей
Александрович Гончаров мог очень больно ранить актера. Например, мне еще не
было сорока, я считала себя героиней. А он вызвал меня и сказал: "Я ставлю
пьесу "Два товарища" Войновича, и вы там будете играть мать
героя".
- Так ведь разве Охлопков не делал
больно, например, Бабановой, когда снимал ее с роли Офелии?
-
Да, да, таковы законы сцены, но понимаешь это задним числом, а вначале тебя
режут по живому.
У
Гончарова, конечно, была задача сломать прежнее русло и повернуть театр в
новое. Пришел хозяин - это было ясно, и все сразу поджали хвосты. Так вот для
меня предложение матери стало шоком.
Я
долго не могла простить Андрею Александровичу, что он мог быть очень жестким к
артистам. На репетициях "Детей Ванюшина" он оскорблял одного актера,
и тот очень страдал. Думаю, Евгений Леонов не мог этого выносить и поэтому
вскоре ушел, хотя Гончаров его обожал. Позже по аналогичным причинам ушел Витя
Павлов. Конечно, режиссер и сам переживал актерские уходы, но ему трудно было
смирить свой темперамент.
- Знает ли история примеры, когда
режиссер, строящий новый театр, миндальничает и гладит по головке?
-
Наверное, не знает. Ситуация типичная для театра, но актеры этого не выносят.
Гончаров, конечно, строил другой театр и был очень жестким в деле. Но в жизни
это был другой человек: отзывчивый, обаятельный, душевный.
- В чем, по-вашему, заключалась
особенность театра Гончарова?
-
Это был очень интересный психологический театр. Это было открытие новых пьес.
"Трамвай "Желание" Уильямса никто у нас тогда не ставил - мы его
играли 20 лет с аншлагами! Спектакль был сгустком актерских энергетик, у меня
там была крошечная роль, но я ее обожала. Гончаров мне очень помог в разработке
этой роли. А возьмите "Бег" Булгакова, который просто забыть
невозможно. А поднять на сцене горьковскую эпопею "Жизнь Клима
Самгина", и как поднять, с каким блистательным актерским составом, с какой
мощью! Или вот "Закат" Бабеля, поздний его спектакль, на который
хватило еще энергии. Как играл там Армен Джигарханян! Гончаров был мастером контрастов - яркое
сочеталось у него с тонким психологизмом. Вот что важно - он не боялся
приглашать режиссеров на постановки! Будучи еще молодым руководителем,
пригласил Марию Осиповну Кнебель, она поставила
"Таланты и поклонники", где первую роль сыграл Владимир Самойлов,
блестящий актер. В театр пришла Татьяна Доронина, личность мощная. Гончаров
умел ценить и уважать сильную личность, но слабую, увы, он подминал.
Конечно,
театр по определению без драм невозможен. Первоначально Бланш
в пьесе Уильямса репетировала Евгения Козырева, но Гончаров заменил ее Немоляевой. Это была большая травма для обеих актрис. Я
помню, как бежала по коридору за Козыревой и кричала: "Женя, не
уходи!" Но она ответила: "Никогда я не переступлю порог этого
театра".
- Режиссерам той эпохи приходилось
вести борьбу чуть ли не за каждый спектакль, причем не только внутри театра, но
и снаружи - отстаивать его у властей. Не всем хватало выдержки.
-
О, это я хорошо помню. Гончаров столько нервов тратил на всю эту борьбу, что,
приходя в театр, видимо, не знал, на кого излить раздражение.
Было
очень суровое время. Однажды на него пришел донос, и его вызвали в горком
партии. А в это время я, по несчастью, была секретарем парторганизации в
театре. Поехала с ним и тряслась, как осиновый лист. Нас принимал тогдашний
грозный глава Гришин, рядом сидели крупноголовые, почему-то весьма мрачные
люди. Как ни странно, один Гришин казался доброжелательным. И вдруг я поняла,
что мы выиграем. Я что-то говорила про особенности творческих натур и понимала,
что гроза миновала. Вышла в коридор, Гончаров стоял белый как мел. На нем,
конечно, все эти мытарства отражались. Он безумно боялся, что ему запретят делать
то, что он считает нужным. А вот режиссеров, как я уже говорила, приглашать не
боялся. При нем работал талантливый Борис Кондратьев ("Сослуживцы",
"Энергичные люди"), который рано ушел из жизни. У него ставили
Фоменко, Черняховский, Ахрамкова, Борис Морозов.
Он
выпестовал уникальную труппу. Имел особое чутье на актеров: Гундарева,
Симонова, Костолевский, Филиппов, Фатюшин - это уже
его плеяда.
Хочу
вспомнить еще одну важную фигуру - заведующего литературной частью Виктора
Дубровского. Это была настоящая душа театра. Он любил и понимал актера, был
предан Гончарову безмерно, знал все слабости, умел уговорить его, переломить в
сторону доброго, разумного дела. Дубровский умел найти актеру работу, заставить
Гончарова "увидеть" его в роли.
- Он был настоящий завлит в утраченном понимании этого слова?
-
Я бы сказала, он был больше, чем завлит, он был
художник по натуре. Сегодня последним из таких "могикан" осталась его
соратница Тамара Браславская.
- Но эпоха Гончарова уже в прошлом.
Нынче - время Сергея Арцибашева. Судя по всему, он не
явился в театр с такими хозяйскими намерениями, как его предшественники.
-
Когда мы остались в театре, прошедшем славный путь, имеющем заслуги не перед
государством даже - перед зрителем, без художественного лидера, перед нами
встала сложная задача. Назывались разные кандидатуры. Скажу о себе. С Сергеем Арцибашевым я встретилась на спектакле "Уроки
музыки" Людмилы Петрушевской (его тоже позвал Гончаров). Я не поленилась и
пошла в Театр на Таганке, где шел замечательный спектакль Арцибашева
"Надежды маленький оркестрик". Он меня
особенно тогда поразил как актер: все было современным - другая пластика,
другие интонации. Он затем выпустил на Покровке
"Женитьбу", и игравшие в этом спектакли наши артисты Костолевский и Филиппов согласились со мной: надо звать его
в театр.
После
последних лет угасания Гончарова, когда все хозяйство стало неумолимо
расползаться, заново поднять эту махину было очень сложно. Главное, конечно, не
разбазарить актеров, которых в это время разбирали телевидение, антреприза. Но
так случилось, что Арцибашев с Покровки
не ушел (не мог уйти, это его любимое дитя). Так что задача усложнилась. Когда
он предложил нам "Женитьбу", мы поначалу недоумевали. Но потом
поняли: первая задача - занять артистов - была выполнена. Мы очень любим этот
спектакль, и зрители его обожают. До сих пор Сергей Арцибашев
нашу огромную труппу не трогал, никого не увольнял, хотя наверняка об этом
думает. Я всегда смотрю, стоя в кулисах, как он играет Чичикова, и вновь
наслаждаюсь его игрой. Для меня он - режиссер и актер сегодняшнего дня. Мне
нравится его энергия, его любвеобильность (вот только что дочку родил).
Хотелось бы пожелать ему более энергично соединять в спектаклях молодежь со
стариками - ко взаимному обогащению, к достижению нового качества игры и тех, и
других. А еще хочу пожелать ему нового серьезного репертуара - побольше
классики, на которой всегда рождается совершенно новый театр. Да и сам режиссер
уже успел не раз доказать, что умеет найти классической пьесе оригинальное
современное решение.
(Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ, «Культура», №42 (7603),
25 – 31 октября 2007г.)