Отзывы зрителей
о спектакле "Женитьба"
«Постановка довольно яркая,
музыкальная, песенная и праздничная. Ведь считается, что женитьба, свадьба –
это один из самых главных дней в жизни человека, самый что ни на есть праздник.
Однако не все герои пьесы придерживаются такого мнения. Например, господин Подколесин, которому лишь бы лежать на диване и курить
табак. Хотя нет: он ещё служит в департаменте. Рутина, рутина и ещё раз рутина… Какая же тут любовь, женитьба и семья. Да и главная
героиня пьесы, Агафья Тихоновна, видно, не сильно стремилась выйти замуж или
была чересчур придирчивой к женихам, подобранным расторопной свахой. Женихи-то
как на подбор: моряк, пехотный офицер (оба в отставке), экзекутор и надворный
советник. Но что-то всё не то… А счастья всё-таки
хочется, наверное…
Теперь немного об актёрском
ансамбле.
Мне очень понравился Игорь
Костолевский в роли Подколесина, эдакого
во всём сомневающегося, легко поддающегося на уговоры человека, который, в
конце концов, всё же совершает решительный поступок – прыгает из окошка и
убегает перед самой свадьбой. И хотя я знала конец этой истории, во мне
всё-таки жила небольшая надежда, что всё кончится счастливо…
Хотя этого не произошло, грусти нет места, так как в течение всего
«совершенно невероятного события» прозвучало столько искромётных реплик. Чаще
всего их произносил герой Михаила Филиппова, Кочкарёв.
Мне безумно понравился характер этого персонажа, столь неравнодушного к судьбе
друга. Как он уговаривал Подколесина съездить на
смотрины, как он отваживал остальных женихов, говоря, что один из них – «дрянь», другой – «пьяница», и обучал Агафью Тихоновну гнать
их всех с криком: «Пошёл вон, дурак!» Да, такой
человек действительно сосватает кого угодно, хотя в конце жених сбежал…
Я уверена, что Кочкарёв
выглядел столь убедительно благодаря превосходной игре Михаила Ивановича. Хотя
мне привычнее видеть его в более драматичных и трагедийных образах, опять-таки
вспомнив Наполеона или Абеля Знорко. Но и комедия
может произвести огромное впечатление, если проживать жизнь героя на сцене,
вживаться в его личность, играть с горящими глазами и выкладываться более чем
на сто процентов. Лично я так могу охарактеризовать игру Михаила Филиппова
независимо от жанра и персонажа.
Браво, Михаил Иванович!!! На
спектакли с Вами хочется идти снова и снова!».
«Я сходила в Маяковку.
Но не на «Карамазовы». А на «Женитьбу». Да, да! Замена. Первый
ряд бельэтажа. Почти центр. Чтоб я так жил!
Попробую описать ощущения.
Во-первых, Фекла
Ивановна (С. Немоляева) совсем не переигрывала. Не
была марионеткой. Мало того, она сумела очень точно поддержать пронзительную и
щемящую финальную сцену, полностью совпав интонационно и эмоционально, за что
ей отдельное горячее спасибо.
Во-вторых, Агафья (Г. Беляева) по
моим ощущениям полностью попала в типаж. Она – милая, теплая, бесхитростная. Ей
ТАК хочется любить кого-то, быть рядом с кем-то. И от этой тоски по любви, от
нацеленности на любовь, она готова привязаться почти к любому кандидату в
женихи. Искренно привязаться, искренно полюбить. Говоря иначе: дайте мне
мужчину, а я придумаю за какие достоинства (настоящие, мнимые – не суть важно)
им очароваться.
Подколесин (А. Смирнов) и Агафья (Г. Беляева)
– пара. Понимаете, так бывает. Встречаются мужчина и женщина. Они еще двумя
словами не перемолвились, а понятно: они – пара. Они, если пройдут через все
неурядицы и недоразумения, станут жить душа в душу. Те половинки, которые вдруг
поднесло друг к другу.
И от этого возник интересный эффект:
изменилась финальная сцена.
Но… Но
сначала надо сказать о главном. О том, что определило для меня спектакль
«Женитьба».
Кочкарев (М.Филиппов).
У меня снова ощущение, что он –
живой. Он – живет. Взгляды, улыбки Кочкарева –
говорящие. По ним можно «читать» героя. Они интересны и важны, как интересны и
важны все мельчайшие реакции реального человека, до которого тебе есть дело. И
в этом заслуга актера, что мы чувствуем его персонаж, введемся за ним, с
наслаждением ловим оттенки игры. Сплошная субъективность. Веришь, не веришь.
Идешь за кем-то, не идешь.
Кочкарев – «вне» или «сверх» условий, рамок.
Отсюда для меня понятно, почему его принимают «своим» человеком. Он живой, он
убедительный, он искренний и настоящий. И он вызывает доверие. Ему вполне можно
разрешить нескромно полезть в душу, выслушать от него совет, позволить
поправить платье и т.д.
А какие у него были роскошные
интонации! До раздольно – эпических. А как он сидел, поглядывая на парочку!
Ладошки лодочкой под щечкой, на размягченном лице нежная – любовная - умиленная
улыбка! Прелесть!
Главное!!! Впервые в жизни, именно в
трактовке «Женитьбы» театра Вл.Маяковского, Кочкарев сменил мотивацию поведения. Это родилось из игры
Филиппова. Я просто задохнулась, Бог знает от чего. От эмоций. От терпкой и
нежной печали. От щемящего (куда деться от слова?) чувства: ты был свидетелем
начала рождения любви… И… по неосторожности, по
трусости, по нерасчетливости… это нарождающееся чувство было загублено. Словом,
Кочкарев сватает друга не из мстительного: меня охомутали, так я и другу подсуроплю,
устрою маленькую подлость, навешу гирю на шею. Да и сам он (скорее) злится на
сваху не за сам факт женитьбы. Он осознал, что брак свершен, а любви нет.
Погублена мечта на любовь, на взаимность. Дым развеялся, в сухом остатке –
нелюбимая женщина и невозможность освобождения. А мечта? А любовь?
В самом начале что-то такое – тема
мести… в очень смазанном виде есть. Но потом… потом Кочкарев просто пытается создать мечту. Вы – пара. Вы еще и
сами не понимаете, что любите друг друга. Созданы для
взаимной любви. Я помогу, я воплощу мечту. И когда Подколесин
сбегает… Не усмешка, не желчная ухмылка, не досада, а
то, о чем я говорила выше: печаль, грусть. «Молчи, грусть, молчи…» Что ты
наделал, Подколесин!
И эту ноту очень точно выдержали.
И, как ни смешно звучит, я сидела
«обожженная» этой грустью. Этой упущенной мечтой о любви. И никогда Подколесину не забыть оставленной Агафьи Тихоновны. Будет
являться в снах укоризной. Струсил. Не смог повести
себя мужчиной…
Совсем последнее:
за что люблю Арцибашева, за умелое использование фольклора, за музыкальный ряд. Все эти городские романсы…
настолько хорошо! Да, а какой отличный голос у Степана – Ковалева!»