Отзывы зрителей
о спектакле "Загадочные вариации"
«Я только что посмотрела спектакль
«Загадочные вариации». Очень сложно начать отзыв с чего-либо, слишком много впечатлений.
В общем, сюжет мне понятен, хотя он сложный и есть, над
чем подумать. Композиция такова, что сначала перед глазами как будто чистый
лист – ничего неизвестно и непонятно даже из разговора героев, о чём,
собственно, речь; но постепенно открываются всё новые и новые загадки. И в
итоге получается, что люди (Эрик Ларсен и Абель Знорко), которые первый и, возможно, последний раз в жизни
увиделись, связаны между собой накрепко на протяжении десяти лет. Их объединяла
женщина, некая Элен, которую они оба любили, но
совершенно по-разному. Например, Знорко считал её
некрасивой. Он боялся некрасивых женщин. Видимо, они были для него наиболее
притягательны. Ларсен же, напротив, был уверен, что
она красавица.
На мой взгляд, Знорко
превосходил Ларсена по душевным качествам. Ларсен, по-моему, такой человек, который живёт по
определённой схеме, и его это устраивает. Для него средством самовыражения было
посылать письма Знорко от имени Элен.
У Знорко же ежеминутно менялось настроение: то он
спокоен, то вдруг начинает кричать, кидаться креслами, стрелять. Он,
безусловно, более эмоционален и неуравновешен. Но с другой стороны, Ларсена тоже нельзя назвать нормальным, т.к. он вжился в
образ женщины, которую обожал, сам начал испытывать те чувства, которые
переживала она. Мне кажется, что Ларсен больше любил Элен, потому что Знорко в большей
степени думал о себе, боялся своего чувства к ней, хотел свободы. Он остался
свободен, живя на острове в одиночестве и продолжая создавать литературные
шедевры. Считается, что, когда человек несчастен, он куда лучше опишет и
покажет глубину и сложность людских чувств, нежели, когда у него всё в порядке.
Знорко в исполнении Михаила Филиппова был
великолепен. Это трагикомический герой, потому что в нём переживания, страдания
соседствуют с юмористическими нотками. Во время его рассуждений о любви и,
когда Знорко узнал о том, что Элен
умерла и что письма ему писала не она, мне было жалко до слёз этого героя. Было
и смешно, когда он мяукал, изображая кошку, и напевал: «Лучше нету чарочки холодненькой!» Я с интересом наблюдала, вернее,
пристально следила за Знорко, потому что исполнитель
этой роли Михаил Филиппов своей блестящей игрой держал в напряжении во время
всего спектакля, мастерски показывая то одно, то другое качество своего персонажа.
Образ Ларсена,
мне показалось, попроще. Актёры, разумеется, играли
совершенно по-разному, потому что образы их героев построены на контрасте.
Во время просмотра спектакля
возникли некоторые ассоциации. Я немного отойду от «Загадочных вариаций» к другим
не менее интересным работам Михаила Филиппова и Игоря Костолевского.
Например, глядя на Костолевского теперешнего, мне
вспомнился образ поручика Анненкова из фильма «Звезда пленительного счастья». Я
каждый раз с замиранием сердца смотрю сцену, когда он скачет на белом коне по
бескрайним полям, а фоном идёт изумительная пронизывающая насквозь музыка
Шварца… На мой взгляд, это самая лучшая его роль, на
все времена.
Я читала, что лучшей ролью Михаила
Филиппова считается Наполеон Бонапарт в спектакле «Наполеон Первый»,
который я также видела. Наполеон в исполнении Филиппова – великий и сильный
человек, у которого есть глубочайшая трагедия – одиночество. Особенно становится его жаль в финальной сцене, когда Наполеона
заставили отречься от престола его якобы верные подданные, когда его предали
все, кроме Жозефины.