Назад

Беседы с Сократом

Премьера состоялась 04.04.1975

 

По пьесе Э.Радзинского

 

Постановка и режиссура А.Гончарова

Художник Э.Стенберг

Музыка и музыкальное оформление И.Мееровича

 

В ролях:

Сократ – А.Джигарханян

1-й ученик Сократа – М.Филиппов

2-й ученик Сократа – А.Мартынов, А.Михеев

Ксантиппа – Т.Доронина, С.Мизери, Г.Анисимова

ПродикИ.Охлупин

Анит – В.Самойлов

Гарпия – С.Немоляева

Тюремщик – В.Печников

Мелет – А.Ромашин

 

Постановка: А.А.Гончаров

Режиссёр: А.А.Гончаров

 

А.Гончаров: «Когда я прочитал «Беседы с Сократом» Э.Радзинского, я прежде всего увидел лестницу, по которой восходит к своему бессмертию человек, принявший яд, но не отказавшийся от своего учения. Не эстетика страдания и смерти интересовала меня, я хотел поставить спектакль о борьбе сильного человека, утвердившего высокие нравственные принципы в условиях увядающей демократии. «Человек – это звучит гордо!» - этот огонь зажег еще Сократ.

Я с увлечением работал над пьесой о трагической судьбе человека, не понятого своим временем, смертью утвердившего справедливость собственных убеждений. Сила мысли, мощь разума, видящего далеко вперед сквозь толщу лет, делают Сократа бесстрашным и бессмертным. Некрасивый и старый, он подлинно прекрасен, он весь принадлежит будущему. Все это вполне справедливо. Не сказано только, что «Сократа», например, не выпускали целых шесть лет. Так часто бывает: думаешь о вечном, а «влипаешь» в сиюминутное. Нас интересовал Сократ, который чуть ли не за пятьсот лет до рождества Христова сформулировал нравственные принципы, которые затем стали достоянием Евангелия. Но надо же было так случиться, что судьба Сократа буквально совпадала с событиями, происходившими в то время с Александром Исаевичем Солженицыным; аналогия возникала полная. «Идиотизм» ситуации состоял в том, что по мере запретов и проволочек с выпуском события реальной жизни усугубляли это соответствие. Спектакль, по независящим от него причинам, становился все крамольнее и крамольнее. Так подтверждалась справедливость еще одной вечной истины: ничто не ново под луной.

Почему я взял на роль Сократа А.Джигарханяна? Мне хотелось поставить в спектакле важные проблемы нравственности.

И вести разговор должен талантливый, мужественный и умный артист, каким является, по-моему, Армен Джигарханян, хотя внешне он далек от сходства с Сократом. Но мне нужно было не портретное сходство. А некое внутренне созвучие актера и образа».

(Андрей Гончаров «Мои театральные пристрастия», кн.1, с.51-52,88,299)

Hosted by uCoz