Закат
Премьера состоялась в
По пьесе И.Бабеля
В ролях:
Мендель Крик – А.Джигарханян
Беня – Э.Виторган
Маруся – Н.Силантьева
мадам Холоденко – Т.Васильева
Арье-Лейб – Н.Волков
от Автора – М.Филиппов
мадам Попятник – Г.Анисимова
Постановка: А.А.Гончаров
Режиссёр: Ю.Иоффе
А.Гончаров: «…иногда со временем
ощущение (или понимание) образного «зерна» будущего спектакля, заложенного в
названии, может существенно измениться. Так было у меня с «Закатом» Бабеля.
Это довольно длинная и поучительная история. Началась она,
пожалуй, в студенческие годы, когда мы с моим другом Сашей Гинзбургом (будущим
Галичем) зачитывались прозой Бабеля. Наша влюбленность в этого автора была
столь велика, что его влияние я просто физически ощущаю в пьесе Галича
«Матросская тишина». Сам же я еще с тех пор мечтал поставить спектакль об
этаком Робин Гуде с Молдаванки. Таков был Беня Крик моей юности. Проходят годы, я получаю Театр имени
Маяковского. В присутствии директора театра, секретарей парткома и профкома
меня представляют министру культуры Фурцевой. При обсуждении творческих планов
я не нашел ничего лучшего, как объявить, что буду ставить «Закат». В ту же секунду
министр бледнеет и начинает по-дамски топать ногами:
«Это в театре, где работал Охлопков, где только что зритель увидел «Молодую
гвардию», вы собираетесь ставить эту местечковую пьесу?!!» Тут бледнею я и в присутствии всех ответственных персон начинаю объяснять,
что у Горького, «основоположника социалистического реализма», совсем другой
взгляд на творчество и на талант Бабеля и что ставить я собираюсь отнюдь не
«местечковую пьесу», а произведение великое, общечеловеческое. Но что я мог
тогда, в той ситуации доказать?! Позже я узнал, чем был вызван столь яростный
гнев правительственной дамы: оказывается, она тогда только что приехала из
Чехословакии (а дело было в 1968 году!), и единственной советской пьесой,
которая шла в Праге, несмотря на русские танки, гулявшие по ее улицам, был
«Закат» Бабеля.
Может быть, именно в тот момент, когда я пытался отстоять свое
право на постановку, начал меняться замысел спектакля. Я услышал в этой пьесе
то, что, наверно, заставляло Бабеля переделывать «Закат» в течение девяти лет.
Это уже не просто «про Робин Гуда». Героем
произведения становится Мендель, человек, еще полный энергии и сил. Он, а не Беня – настоящий король Молдаванки! А дети… Тогда еще не было понятия «новые русские», но как это все
узнаваемо! Дети вершат страшную расправу над этим великолепным, еще могучим
человеком. Такой взгляд заставил меня вернуться к прозе Бабеля и фактически,
уйдя от пьесы, написать новое произведение.
Я знаю, что имел на это право. Не думаю, что «Закат» в его
авторской редакции – совершенная пьеса, она не удалась во МХАТе-2-м; несмотря
на то, что Менделя играл великолепный Чебан, спектакль прошел всего семь раз и
был снят. У нас же шестой сезон – аншлаги. Так влюбленность в творчество Бабеля
породила замысел, время и обстоятельства заставили замысел измениться, а это, в
сою очередь, породило новое произведение, где, как мне кажется, нам удалось
максимально полно выразить дух Бабеля, его авторскую интонацию, его тему. Увидеть
в «Закате» расправу над сильным человеком, который, подобно горьковскому Егору Булычеву, «родился не на той улице», значило выйти на тему
конфликта отцов и детей. Люди разных поколений, несмотря на кровное родство,
трагически не понимают друг друга. Это непонимание сегодня я чувствую кожей.
Меня очень часто не понимают, не понимают артисты, не понимают студенты. А я-то
уж точно не понимаю. Не понимаю и не принимаю почти ничего из того, что мне
показывают по телевизору. Не понимаю, начиная с нынешней так называемой «попсы»
и кончая Государственной Думой. Личное чувство родства испытваю
я сегодня по отношению к Менделю. Он для меня – социальный герой. И расправу
над ним – «Суббота должна быть субботой!» - вершит Беня
Крик – жестокий человек, совсем не «Робин Гуд».
(Андрей Гончаров «Мои театральные пристрастия», кн.1,
с.87-88)