Назад

Закат

Премьера состоялась в 1988 г.

 

По пьесе И.Бабеля

 

В ролях:

Мендель Крик – А.Джигарханян

Беня – Э.Виторган

Маруся – Н.Силантьева

мадам Холоденко – Т.Васильева

Арье-Лейб – Н.Волков

от Автора – М.Филиппов

мадам Попятник – Г.Анисимова

 

Постановка: А.А.Гончаров

Режиссёр: Ю.Иоффе

 

А.Гончаров: «…иногда со временем ощущение (или понимание) образного «зерна» будущего спектакля, заложенного в названии, может существенно измениться. Так было у меня с «Закатом» Бабеля.

Это довольно длинная и поучительная история. Началась она, пожалуй, в студенческие годы, когда мы с моим другом Сашей Гинзбургом (будущим Галичем) зачитывались прозой Бабеля. Наша влюбленность в этого автора была столь велика, что его влияние я просто физически ощущаю в пьесе Галича «Матросская тишина». Сам же я еще с тех пор мечтал поставить спектакль об этаком Робин Гуде с Молдаванки. Таков был Беня Крик моей юности. Проходят годы, я получаю Театр имени Маяковского. В присутствии директора театра, секретарей парткома и профкома меня представляют министру культуры Фурцевой. При обсуждении творческих планов я не нашел ничего лучшего, как объявить, что буду ставить «Закат». В ту же секунду министр бледнеет и начинает по-дамски топать ногами: «Это в театре, где работал Охлопков, где только что зритель увидел «Молодую гвардию», вы собираетесь ставить эту местечковую пьесу?!!» Тут бледнею я и в присутствии всех ответственных персон начинаю объяснять, что у Горького, «основоположника социалистического реализма», совсем другой взгляд на творчество и на талант Бабеля и что ставить я собираюсь отнюдь не «местечковую пьесу», а произведение великое, общечеловеческое. Но что я мог тогда, в той ситуации доказать?! Позже я узнал, чем был вызван столь яростный гнев правительственной дамы: оказывается, она тогда только что приехала из Чехословакии (а дело было в 1968 году!), и единственной советской пьесой, которая шла в Праге, несмотря на русские танки, гулявшие по ее улицам, был «Закат» Бабеля.

Может быть, именно в тот момент, когда я пытался отстоять свое право на постановку, начал меняться замысел спектакля. Я услышал в этой пьесе то, что, наверно, заставляло Бабеля переделывать «Закат» в течение девяти лет. Это уже не просто «про Робин Гуда». Героем произведения становится Мендель, человек, еще полный энергии и сил. Он, а не Беня – настоящий король Молдаванки! А дети… Тогда еще не было понятия «новые русские», но как это все узнаваемо! Дети вершат страшную расправу над этим великолепным, еще могучим человеком. Такой взгляд заставил меня вернуться к прозе Бабеля и фактически, уйдя от пьесы, написать новое произведение.

Я знаю, что имел на это право. Не думаю, что «Закат» в его авторской редакции – совершенная пьеса, она не удалась во МХАТе-2-м; несмотря на то, что Менделя играл великолепный Чебан, спектакль прошел всего семь раз и был снят. У нас же шестой сезон – аншлаги. Так влюбленность в творчество Бабеля породила замысел, время и обстоятельства заставили замысел измениться, а это, в сою очередь, породило новое произведение, где, как мне кажется, нам удалось максимально полно выразить дух Бабеля, его авторскую интонацию, его тему. Увидеть в «Закате» расправу над сильным человеком, который, подобно горьковскому Егору Булычеву, «родился не на той улице», значило выйти на тему конфликта отцов и детей. Люди разных поколений, несмотря на кровное родство, трагически не понимают друг друга. Это непонимание сегодня я чувствую кожей. Меня очень часто не понимают, не понимают артисты, не понимают студенты. А я-то уж точно не понимаю. Не понимаю и не принимаю почти ничего из того, что мне показывают по телевизору. Не понимаю, начиная с нынешней так называемой «попсы» и кончая Государственной Думой. Личное чувство родства испытваю я сегодня по отношению к Менделю. Он для меня – социальный герой. И расправу над ним – «Суббота должна быть субботой!» - вершит Беня Крик – жестокий человек, совсем не «Робин Гуд».

 

(Андрей Гончаров «Мои театральные пристрастия», кн.1, с.87-88)

Hosted by uCoz