Указ Президента Российской Федерации
О присуждении Государственных премий
Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года
"Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте
Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области
литературы и искусства, постановляю:
Присудить Государственные премии
Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года:
…в области театрального искусства:
Арцибашеву Сергею
Николаевичу,
режиссеру-постановщику, Джабраилову Расми Халидовичу, Костолевскому Игорю Матвеевичу, Ненашеву Валерию
Валентиновичу, Светловой Валентине Ильиничне, Стародуб
Елене Юрьевне, Ульяновой Инне Ивановне, Филиппову Михаилу Ивановичу, Чулкову
Геннадию Фроловичу, исполнителям ролей, - за
спектакль Российского государственного "Театра на Покровке"
"Женитьба" по пьесе Н.В.Гоголя…
Москва, Кремль, 10 июня
(опубликовано в газете "Культура", №22, 15 – 21 июня,
2000г.)
Новые достойные
Имена
лауреатов Госпремии известны уже не только членам Комитета по государственным
премиям
("Независимая
газета", 26.04.2000г.)
В ПОНЕДЕЛЬНИК заседали "отраслевые" комиссии
Комитета по государственным премиям. Голосовали. Следующий шаг - все
"номинации" собираются в один общий список, который утверждает
президиум комитета, после чего этот список уже в виде проекта указа ляжет на
стол президента. По опыту прежних лет, сложившемуся при президенте Ельцине, все
"следующие" шаги - скорее дань старой моде. Решение принимают
специалисты. И оно, выходит, уже принято. Имена лауреатов, написали мы во
вчерашнем номере, уже известны. Но, оговорились мы, пока - только членам самого
премиального комитета. Ко времени подписания вчерашнего номера это было так.
Сегодня мы можем поведать читателям имена тех, кто прошел строгий отбор. Пока,
правда, в области театрального искусства. Возможно, потому что театр -
искусство диалога, итоги работы театральной секции стали известны раньше, чем
остальные (свои предпочтения обозреватели "НГ" высказали в
"Кулисе НГ" 13.02.2000 г.).
Итак, в списке лауреатов - Кама Гинкас,
отмеченный за спектакли последних сезонов; группа актеров Малого театра (Юрий
Каюров, Виктор Коршунов, Виктор Павлов, Эдуард Марцевич,
Татьяна Панкова, Евгений Самойлов, Виталий и Юрий Соломины), чьи труды по
"сохранению и развитию традиций русской классической актерской школы"
отмечены по итогам 1999 года; Игорь Костолевский, Инна Ульянова, Михаил Филиппов, Рамзес
Джабраилов, Елена Стародуб - исполнители главных
ролей в спектакле "Женитьба" Театра на Покровке;
"Борис Годунов" Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова
(постановщик Темур Чхеидзе, художник-постановщик Алекси-Месхишвили, композитор Гия
Канчели); петербургский режиссер Григорий Козлов - за
спектакли "Р.S." и "Лес".
Теперь - по порядку. Кама Гинкас
был выдвинут за спектакли "К.И. из "Преступления...",
"Пушкин. Дуэль. Смерть", которые были поставлены в
московском ТЮЗе и за "Комнату смеха" - в
Театре под руководством Олега Табакова.
Сначала в списке фигурировал и сам Табаков, игру которого отмечали все
рецензенты, но его имя не появилось даже в первоначальном - опубликованном -
списке соискателей. Недостоин, решили члены
театральной секции. Достоин ли Гинкас? Если судить по
числу полученных им голосов - единогласно (единственный
из всех)! - то да. Да и по большому счету (и по спектаклям
последних лет) - достоин. Лучше, чем в "Пушкине. Дуэли.
Смерти", о поэте в юбилейный год никто не сказал. Другое дело, что
высочайшее, то есть государственное, признание совершенно уже лишит Гинкаса и всех близких Гинкасу и ТЮЗу (близких родственно и идейно) последнего права на
всегдашнее сетование: какой-то там заговор ненавистников, злобных неприятелей, эт, как говорится, сетера...
Какой там заговор, когда сам президент, который больше, чем его предшественник
на сем высоком посту, озабочен созданием (или - взращиванием) новой
государственной идеологии, соглашается с правом Гинкаса
на "особый взгляд". Можно, полагаю, теперь
наконец расслабиться и пускать уже критиков, которых прежде в ТЮЗ не звали и не
пускали (а иных и выгоняли), боясь недоброжелательного "кривого"
взгляда.
Награждение Малого - "за
традиции", - видимо, противовес "разрушительным" и "негосударственным"
взглядам Гинкаса. Тут читается тот самый - искомый - государственный
взгляд. В списке награждаемых - актеры, некоторые из них (Юрий Соломин и Виктор
Коршунов) совмещают актерское ремесло с "державной" ношей (то есть с
административной работой). Формулировку, которая обозначена в представлении,
оспорить трудно: традиции актерской школы в Малом
действительно чтут и исправно блюдут. Можно сетовать,
что нет режиссуры, что прозябает тот или иной, но Павлов играет, Панкова
играет, Юрий Соломин, Виталий Соломин - играют... Коршунов, правда, тоже
играет, хотя славы Малому как раз его игра принесет
едва ли. То же с сожалением можно сказать и о Марцевиче
последних лет.
То, что в финал выйдет Театр на Покровке,
стало окончательно ясно, когда, обозревая номинантов, министр культуры Михаил Швыдкой первым назвал "неназванного" Сергея Арцибашева, режиссера "Женитьбы". Актеры,
конечно, не виноваты. И играют хорошо. А те, которые сыграть хорошо - так, как
играют в этом спектакле Михаил Филиппов,
Рамзес Джабраилов и Игорь Костолевский, - не могут,
те стараются... И все же "Женитьба" в очередной раз подвигает на
философские размышления о том, что такое государственная премия и чем она
отличается от профессиональных, например, наград.
С Григорием Козловым все понятно: большой талант, давно
уже требовавший государственной поддержки. Куда невнятнее с другими питерцами.
Помнится, в оны лета, когда в списке претендентов
значился Табаков (за педагогику, а не за актерские победы), Олег Павлович нашел
в себе силы не участвовать в заседании комиссии. Логично. В этот раз в
обсуждении судьбы "Бориса Годунова" Темура
Чхеидзе (неудача хорошего режиссера; что касается Гии
Канчели, то его можно было бы отметить отдельно от
этого спектакля) самое горячее участие приняли члены театральной комиссии
Кирилл Лавров и Олег Басилашвили. Один - художественный руководитель БДТ и
исполнитель роли Пимена, другой - актер БДТ "просто". Сначала они
решительно отвергли выдвижение Светланы Враговой,
спектаклей которой, кажется, посмотреть не успели, потом с не меньшей
решительностью атаковали комитет, заступаясь за родного "Годунова"
(которого, надо думать, успели повидать). И отстояли Ленинград, как когда-то
отстояли великий город их отцы и деды!
Такая вот история. В чем-то, может быть, поучительная. Лауреатов, хоть и потенциальных (до самого
момента публикации указа президента), поздравляем!
Григорий
Заславский