Назад

 

 

Пер Гюнт. Э.Григ.

 

Михаил Фихтенгольц

 

В этом сезоне большинство ключевых московских исполнителей под Новый год готовят, по меньшей мере, странные сюрпризы - они либо собираются бомбить ошалевших от предпраздничной магазинной гонки меломанов традиционными вальсами и польками Штрауса, либо неожиданно достают из своих репертуарных сундуков какие-то диковинные редкости (как Геннадий Рождественский, решивший исполнить Богом забытую оперу Эдисона Денисова "Четыре девушки"). В принципе, быть оригинальным в последней декаде декабря - задача почти что непосильная: все рецепты давно испробованы, а ярлыки навешены. Однако Владимиру Федосееву и Большому симфоническому оркестру это, кажется, удалось. Они нашли способ простой и изящный: исполнить полную версию (вместо звучащих обычно фрагментов) музыки Эдварда Грига к "Пер Гюнту" - самой знаменитой драме его соотечественника Генрика Ибсена.

Для самого Грига это сочинение стало opus magnum - обратившись к незначительному для серьезного композитора жанру прикладной музыки, он сумел поднять его на недосягаемую высоту (ни Бетховену до этого, ни Чайковскому, также писавшим музыку к драматическим спектаклям, это сделать не удавалось). Заодно композитор обеспечил себе место в музыкальной истории - ничего популярнее "Пер Гюнта" в наследии Грига нет; с ним не могут конкурировать даже его знаменитые фортепианные пьесы и Фортепианный же концерт. Исполнители, никогда не читавшие (и даже не пытавшиеся читать) Ибсена, знают мотивы из музыки к "Пер Гюнту" назубок - даже если отнять у них на концерте ноты, они без проблем сыграют наизусть по памяти: Грига слушают и учат в музшколах с первых классов.

Но все-таки, о чем повествует драма Ибсена, кто такие Сольвейг, Анитра или старуха Озе, лучше было бы знать - именно поэтому Владимир Федосеев решился на исполнение полной версии музыки, которая будет чередоваться с фрагментами из ибсеновского текста: его будут зачитывать Евгения Симонова и Михаил Филиппов. Отличное завершение года - услышать хорошо знакомое произведение в новом контексте, поддавшись обаянию двух известных актеров и пронзительной музыки Грига. Ему удалось создать ту самую сказочную атмосферу, которая делает взрослых немножко детьми, а закоренелых циников - немного сентиментальными.

Э. Григ "Пер Гюнт" Солистка И. Дубровская (сопрано). Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Камерный хор Московской консерватории. Дирижер В. Федосеев. Текст пьесы читают Е. Симонова, М. Филиппов.

 

("TimeOut", 1 ноября 2006г.)

 

 

 

 

Тандем Грига и Ибсена в БЗК

 

Сегодня вечером в Большом зале консерватории прозвучит «Пер Гюнт» Грига. Эта музыка была написана композитором по просьбе его друга – драматурга Генрика Ибсена. Рассказывают «Новости культуры».

Одно из самых популярных и любимых произведений по иронии судьбы давно не исполнялось. Вернуть его публике решил Владимир Федосеев. Обратившись к этой музыке после большого перерыва, он решил напомнить и драму Ибсена. Соединять музыку со словом – традиция Большого симфонического. Так, «Подросток» Бориса Чайковского звучал с текстом романа Достоевского, «Алеко» Рахманинова было дополнено строками поэмы Пушкина. Тандем Григ – Ибсен дает возможность исполнить не только хорошо известные пьесы, из которых сам Григ составил две оркестровые сюиты, но и те фрагменты, которые в них не вошли. В исполнении «Пера Гюнта» вместе с Большим симфоническим оркестром и Владимиром Федосеевым примут участие камерный хор Бориса Тевлина и артисты Евгения Симонова и Михаил Филиппов.

 

(Новости культуры, ГТРК «Культура», 27 декабря 2006г.)

 

 

 

 

Музыка Грига, драма Ибсена

 

В этом сезоне Владимир Федосеев представляет произведения из «Золотой коллекции». Для маэстро «золотая коллекция» подобна домашней библиотеке, где на полках стоят любимые книги, к которым хочется постоянно возвращаться. На этот раз выбор Федосеева пал на «Пер Гюнта» - драму Ибсена на музыку Грига. Для исполнения «Пер Гюнта» дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского пригласил не только свой коллектив, но и камерный хор Бориса Тевлина, а так же известных артистов – Евгению Симонову и Михаила Филиппова. Рассказывают «Новости культуры».

Музыка Грига к «Перу Гюнту» очень хорошо известна публике, а потому в ее исполнении музыкантам хочется достичь совершенства. Соединять в концерте воедино музыку и слово в Большом симфоническом стало традицией. Так «Подросток» Бориса Чайковского звучал с фрагментами романа Достоевского, «Алеко» Рахманинова был дополнен строками пушкинских «Цыган», а теперь два «Пера Гюнта» – Ибсена и Грига. «Для меня ощущения потрясающие, в центре музыки, в оркестре. Не помешать бы музыке и Владимиру Ивановичу Федосееву», – говорит народный артист России Михаил Филиппов.

Григ это сочинение написал по просьбе своего друга драматурга Генрика Ибсена для постановки в театре. На премьере в 1886-м году драма Ибсена и музыка Грига имели равный успех. Это было второе рождение пьесы Ибсена. Потом музыка стала более популярна, и началась ее отдельная концертная жизнь. «Это одна из гениальнейших музык. Потрясающая музыка. Проста и необыкновенно привлекательна для любого человека», – утверждает Владимир Федосеев.

Тандем Григ – Ибсен дал возможность исполнить не только хорошо известные пьесы, из которых сам Григ составил две оркестровые сюиты, но и те чудные фрагменты, которые в них не вошли.

 

(Новости культуры, ГТРК «Культура», 28 декабря 2006г.)

Hosted by uCoz