«Молчи, грусть, молчи…», или Реабилитация театром
Завершил свою работу
проект «Лучшие спектакли «Золотой маски» в Ростове». В столице Южного
федерального округа
он проходил в рамках традиционного ростовского фестиваля МИНИФЕСТ. Ещё на
первой пресс-конференции худрук Московского театра юного зрителя Генриетта
ЯНОВСКАЯ поделилась наболевшим, заметив, что ситуация, которая происходит
сейчас в театре не драматическая. Трагическая…
– Театр по определению не может включаться в
сферу обслуживания, – считает Генриетта Яновская. – Это пространство
свободной мысли, чувства. Здесь должен образоваться некий бульон творческих сил
и эмоций, чтобы в нем мог развиться новый Мейерхольд. И зритель – это не потребитель
услуг, а организм думающий, сопереживающий. Запомнилась еще одна фраза
Генриетты Наумовны: «Театр – это лучшая реабилитация. А так как наша жизнь – не
самое легкое занятие, то нам всем нужна реабилитация». Что ж, следуя
рекомендации мудрой Яновской, ростовчане активно проходили курс реабилитации во
все дни «Золотой маски», до отказа заполняя залы ростовских театров.
Открытие фестиваля проходило в Ростовском
музыкальном театре. Зрителям был представлен ростовский номинант «Маски» –
опера Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» (режиссер
– Юрий Александров, дирижер-постановщик – Роберт Лайалл).
Партию Чио-Чио-сан исполнила Ирина Крикунова, награжденная в 2003 году специальной премией
жюри фестиваля.
Потом благородный груз проведения фестиваля
полностью взвалил на себя Ростовский академический молодежный театр.
В рамках фестиваля были представлены два
спектакля Московского ТЮЗа – «Трамвай «Желание»
Теннесси Уильямса (режиссер – Генриетта Яновская) и
«Скрипку Ротшильда» по рассказу Антона Чехова (режиссер Кама Гинкас). Это были два потрясающих дня. Два потрясения. Но
каких разных во всем! В режиссерской стилистике, эстетике решения сцены
(художник – Сергей Бархин). Одно их роднило –
уважение к публике, обращение к ней, как к сокровенному другу, с которым можно,
а главное, нужно обсудить очень важное, может, самое главное – как мы живем,
зачем.
Любимый ростовчанами режиссер Михаил Бычков,
который когда-то, когда он еще руководил Воронежским камерным театром, каждый
год привозил в Ростов свои тонкие, умные спектакли, в этот раз представлял
Московский театр имени А.С. Пушкина. Впрочем, он остался верен излюбленному
пространству малой сцены, на которой был показан спектакль по Сэмюэлю Бэккету «Счастливые дни».
Художник Эмиль Капелюш придумал остроумные декорации для предлагаемых пьесой
обстоятельств - чудаковатая, одновременно трогательная женщина по имени
Вини (Вера Алентова) вынуждена сидеть всю жизнь в
трещине, не дающей ей возможности двигаться. Но в нескончаемой ее женской
воркотне ни разу не мелькнуло ни тени ропота на жизнь. Она была счастлива одной
лишь возможностью дышать, видеть, слышать. Просто – жить. Со своей сверхсложной
задачей – донести до зрителя замысел классики абсурдистской
драматургии - Алентова, актриса, как казалось, четких
решений, конкретных задач, справилась блестяще.
Театр-студия «Московский ангажемент» представил
пьесу Ясмины Реза «Арт», которую критики называют
«одним из самых успешных драматических произведений конца века». Те же критики
считают, что, хотя пьеса идет на десятках сцен мира, версия режиссера Патриса Кербрата в исполнении
актеров Игоря Костолевского, Михаила Филиппова и Михаила Янушкевича –
лучшая. И это, судя по всему, правда.
Единственный среди гостей не московский театр –
Екатеринбургский ТЮЗ – привез чеховскую «Каштанку» – забавный, но удивительно
трогательный спектакль с одинаковым интересом смотрели как самые
маленькие зрители (руководитель ростовского театра-студии «Самокат» Людмила
Штейнберг привела своего двухлетнего внука Ярека,
для которого это была первая в жизни встреча с театром), так и взрослые.
Правда, если первые выходили из зала радостно-возбужденные, то вторые - с
погрустневшими лицами. Ведь спектакль режиссера Вячеслава Кокорина
- о нашей жизни, о невозможности выстроить и удержать между любящими друг друга
существами эту «египетскую пирамиду» тонких, добрых отношений.
Так и хочется проговорить (пропеть): «Молчи,
грусть, молчи…». Как ни странно, именно этот печально-сентиментальный
романс времен Веры Холодной выбрал в качестве некой песенной «заставки» главный
режиссер Московского театра имени В.В. Маяковского Сергей Арцибашев в постановке «Женитьбы». Казалось бы,
знакомый и всегда смешной текст великого Гоголя. Казалось бы, каждая
сцена, в которой выступают звезды российского театра первой величины – народные
артисты России Е. Симонова (Агафья Тихоновна), Г. Анисимова (Арина Пантелеймоновна), С. Немоляева (Фекла Ивановна), И. Костолевский
(Подколесин), М. Филиппов (Кочкарев), И. Кашинцев (Яичница),
А. Лазарев (Анучкин), заслуженный артист РФ А. Сухинин (Жевакин), должна вызывать взрыв хохота,
аплодисменты. Ведь все действительно так остроумно, так смешно придумано.
Каждый образ продуман и выполнен так изобретательно, так артистично. Но
все же не за тем же только мы идем в театр, чтобы посмеяться. Зачем-то еще –
более утонченно-возвышенным. И в эту утонченную возвышенность (ах, спасибо Арцибашеву!) нам тоже дали, точно за кулису
заглянуть. Не каждому, далеко не каждому хватает смелости сделать этот шаг –
первый и решительный - в сторону любви. Пожертвовать ради нее покоем серых
будней.
«Молчи, грусть, молчи. Не тронь старых ран…» –
поют артисты со сцены.
Молчи, грусть, и о том, что все хорошее имеет
плохую привычку заканчиваться. Шесть фестивальных дней пролетели быстро.
Впереди – череда дней с нечастыми премьерами ростовских театров, которые,
кто знает, может и «намоют» какую золотую «песчинку». Не такое уж это и простое
дело – «сплавлять» золотомасочные фестивали…
Молчи, грусть, молчи…
(Общественно-политическая
газета Ростовской области «Молот», 11 Октября 2006 года)
«Золотая маска» в гостях у ростовчан
Со 2-го по 8 октября в Ростове в рамках международного фестиваля «Минифест» пройдёт показ лучших спектаклей страны,
награждённых премией «Золотая маска».
В программу фестиваля вошли постановки
преимущественно столичных театров. Ростовчане увидят два спектакля Московского ТЮЗа — «Скрипку Ротшильда» в постановке Камы Гинкаса и «Трамвай «Желание»» в постановке Генриетты
Яновской. В ролях Игорь Ясулович, Ольга Понизова, Валерий Баринов и др.
В «Скрипке Ротшильда» Гинкас
рассказывает о старом гробовщике Якове, его несчастной жене и скрипаче
Ротшильде. Получился сильный, мудрый спектакль о самом страшном — о жизни, из
которой ушли смех, радость, нежность, и о человеке, который на пороге смерти
понял, как нелепо и страшно жил.
Театр им. А.С. Пушкина покажет спектакль по
пьесе драматурга С. Беккета «Счастливые дни». В главной роли Вера Алентова. Странная, чудаковатая и очень трогательная
женщина находится сначала по пояс, а затем и по самое горло в узкой, не дающей
возможности двигаться трещине. Алентова играет с
ювелирной точностью: её героиня без конца болтает — вспоминает детство, первое
свидание с будущим мужем, она озабочена своей внешностью, макияжем, шляпкой. В
этих совершенно нелепых речах скрывается философия жизни — благодарность за
всё, что тебе предназначено, и неистребимая радость от возможности дышать,
видеть, слышать, говорить с людьми — жить.
Игорь Костолевский и Михаил
Филиппов участвуют сразу в двух спектаклях фестиваля. Первый из них — по
пьесе Ясмины Реза «Арт» о
близких друзьях, поспоривших из-за странной картины. Второй — гоголевская
«Женитьба», репертуарный спектакль театра им. Маяковского. «Женитьбу» играет
звёздный состав театра: Евгения Симонова, Светлана Немоляева,
Александр Лазарев, Игорь Кашинцев и др.
Также в рамках фестиваля Ростовский Музыкальный
театр покажет «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, а
Екатеринбургский драмтеатр — чеховскую «Каштанку».
Центром фестиваля станет Ростовский областной
академический Молодёжный театр.
(Виктор БОРЗЕНКО,
"АиФ на Дону", 20.09.2006)
«Золотая маска» в
Ростове. Финал.
Встреча с Алентовой после «Счастливых
дней». Невстреча с Михаилом Филипповым и Игорем Костолевским из-за их слишком позднего прибытия в Ростов.
Спектакль «Арт», прорекламированный в качестве
постановки самой успешной пьесы конца ХХ века. Скорее, игра самых успешных
актеров, сделавшая этот спектакль любопытнейшим зрелищем с тончайшими
нюансировками переливов настроений трех друзей.
Михаил Филиппов и Игорь Костолевский
и в «Арте», и в «Женитьбе» играют без грима...
...превосходный актер Михаил Филиппов, абсолютно
не меняя внешность, с глазами, полными мировой скорби, в два вечера представил
два совершенно различных образа, покорив оба раза зрительный зал безоговорочно.
Похоже, спектакль «Женитьба» распался на антрепризные номера для известных актеров. Ах, если бы они
не старались так понравиться!... Выделялись Евгения Симонова с ее несколько
солдафонской Агафьей Тихоновной, явно не дурой, но весьма своеобразной пересидевшей
в девках девицей, и он, Михаил Филиппов в роли Кочкарева
– этого «вечного двигателя» Подколесина. Тема
одиночества, упрятанной Гоголем в этой пьесе в отдельные фразы незадачливых
женихов, только раз пробьется в монологе Рамзеса Джабраилова-Живакина, посетовавшего на то, что в 17 раз
сорвалось сватовство.
Сценография «Женитьбы» - прощальный привет Олега
Шейнциса, как теперь понятно и в провинции, великого
художника. Действие сосредоточено промеж фикусами, пальмами в кадках и прочей
разнообразной домашней растительности. Чувства героев закованы во все это
зеленое разнообразие. Тут уж действительно один выход – в окно.
Зрители увидели на этом фестивале действительно
великое разнообразие русского театра. А, главное, увидели Актера – этого
властителя и повелителя сцены. Если, конечно, для достижения этого состояния
ему будет дан режиссер, с чем сегодня – «великая напряженка».
("Информационный интернет-портал
«Панорама»", 09.10.2006)
В Ростове закончился «Минифест»
В Ростове-на-Дону закончилась самая насыщенная
театральная неделя, которую ждали два года. На сцене Молодежного театра
ростовчане увидели театральные постановки, ставшие лауреатами "Золотой
маски".
Под занавес "Минифеста"
показали сразу три спектакля - "Арт" в
постановке московского театра "Ангажемент", на малой сцене
Молодежного театра Екатеринбургский ТЮЗ представил "Каштанку" по
прозе Чехова. Этот спектакль удостоен премии "Золотая маска" и
публика согласилась с тем, что это заслуженная награда, настолько проникновенно
и изобретательно рассказана старая история.
Отметим, что по поводу ростовской публики гости
были единодушны. Как сказал народный артист России Игорь Костолевский,
в Ростове замечательный зритель. "Я говорю это вовсе не потому, что должен
сделать комплимент хозяевам, просто мы здесь много раз бывали и я это очень
хорошо знаю", - поделился Костолевский.
Завершился фестиваль гоголевской
"Женитьбой" в постановке Сергея Арцибашева
на сцене театра имени Маяковского. Здесь было целое созвездие актеров:
Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Евгения
Симонова, Игорь Костолевский.
("Интернет-канал «Дон-ТР»", 10.10.2006)
Вера Алентова и мужчины театра-студии
«Московский ангажемент»
Вера Валентиновна Алентова
оказалась при ближайшем рассмотрении женщиной строгой, сдержанной и, что у
актрис случается не так уж часто – умной. Помнит и чтит традиции: сожалеет, что
комнаты в театре им.А.С.Пушкина (располагается в
здании знаменитейшего Камерного театра), где жили Александр Таиров и Алиса Коонен, превращены в гримерки.
При этом любит и ценит молодежь, считая ее умнее и лучше, чем ее поколение.
Участвует в антрепризах и думает, что не зря они родились именно сегодня. А в
личную жизнь не пускает никого – и правильно делает!
Пьеса «Арт»,
заявлявшаяся как одно из самых успешных драматических произведений конца ХХ
века, на проверку оказалась комедией характеров. Правда, когда эти характеры
воплощают Михаил Янушкевич, Михаил Филиппов и Игорь Костолевский, можно и посмеяться, и погрустить
одновременно.
На сцене вроде бы ничего и не происходит:
подумаешь – один друг купил картину, другие эту дорогую, но бессмысленную, с их
точки зрения, покупку не одобряют. Но какой изнанкой выворачиваются здесь
многолетние их отношения! И как, затаив дыхание, внимает им зал!! Происходит
это, наверно, потому, что нет ничего интереснее в жизни, чем эта самая жизнь со
всеми ее страстями, если смотришь на это со стороны. Актеры органичны, как
собаки - высший комплимент на театре! - и при более чем скромном внешнем
рисунке своих ролей являют жизнь человеческого духа по всем ее многообразии.
Почему в ростовских театрах считают, что такое
неинтересно публике, одному Богу известно.
("Информационно-развлекательный
портал webrostov.ru", 08.10.2006)