Назад

 

Отзывы зрителей о спектакле «АРТ»

 

 

1. Наталья Городецкая (г. Москва):

 

«АРТ»... «Он весь как музыка сделан»

 

Шли от метро, захлебывались ветром, снегом, словами, мыслями, эмоциями. Спектакль, от которого получаешь наслаждение. Да, звучит «высоко», высокопарно. Все мы панически боимся высокого стиля, высокого слога. Говорим и прикусываем язык. Но... как не крути, слово «наслаждение» правильнее, чем слово «удовольствие». В чем очарование? В точности и глубине актерской игры, заставляющей поверить в реальность персонажей. Через некоторое время начинаешь чувствовать себя неравнодушным, но не имеющим права голоса, участником конфликта, завязка которого в далекой юности героев. Как сказала дочка: «Хочется броситься между ними, попытаться объяснить, что, на самом деле, стоит за истериками и выяснениями отношений вокруг белоснежной картины, стоящей уйму денег. Как если бы это были близкие люди, которые тебе не безразличны».

Актёр Александринского театра в Санкт-Петербурге Виктор Гвоздицкий, чьи интервью я читала вчера вечером, вздыхал о старом театре, в котором актеры мастерски точно интонировали, неподражаемо умели играть на душах зрителей… А сегодня я увидела лучший образец такой «старой школы». Когда сосуществуют изысканная легкость с правдивостью и логической обоснованностью каждого «движения» (от душевного до физического) каждого персонажа. Когда из смешной истории ненавязчиво выступает проблема межличностных отношений: повзрослевшие мальчики, успевшие состояться и заматереть, но не сумевшие вовремя разрешить вопрос, кто и почему назначен быть вечным лидером, кто обречен принимать роль «равняющегося на», «ведомого», обречены на взрыв. Ведомый обязательно постарается доказать, что и он может быть более компетентным, более сильным, более умным, более тонким, чем его ведущий, его личный «образец для подражания».

Когда в очередной раз заспоришь сам с собой: разве плохо иметь рядом такого «не-от-нашего-амбициозного-самоутверждающегося-мира» Ивана (Филиппов)? Это ведь счастье! Это такое человеческое счастье. Для окружения, но не для самого человека «с слишком большим теплым-добрым-любящим сердцем». Он не мимикрирует, не приспосабливается. Он не конформист! Он всегда на стороне того, кому сейчас хуже. Он болеет болью каждого, он не способен никого обидеть и огорчить. Да, потом он будет ворчать, жаловаться, оправдываться и обвинять, но… Но стоит ему услышать или почувствовать, что другому плохо, неловко, обидно, в нем что-то щелкает и переключается, и начинает действовать вопреки разуму, но по велению души и сердца.

В чем очарование? В умении сделать каждого героя «живым и теплым». Каждый капельку смешон, капельку трагичен в своей ловко маскируемой «неудачливости», если считать, что профессиональной состоятельности и успешности человеку (даже самому амбициозному или задвинутому на продвижении по профессиональной/социальной лестнице) маловато для счастья. У каждого свой не слишком позитивный опыт сосуществования с женщинами, даже жених Иван вызывает какие угодно чувства, вплоть до сострадания, только не радостное и светлое предвкушение «жили долго и счастливо». И для каждого «бескорыстная дружба мужская» – приоритет. Что-то настоящее, неподверженное времени и обстоятельствам. Тем больнее, нелепее, отчаяннее конфликт вокруг… белоснежного холста. И холст – лишь повод к выяснению отношений. Не было бы его, появилось бы нечто иное.

Что главное? Подтверждение мысли: дорогие и любимые люди – слишком дороги и любимы, чтобы их терять. И одновременно – их слишком легко терять. Дорогие и любимые бывают жестоки, как ни один равнодушный или нелюбящий человек. Стоит дойти до края, чтобы понять: ничто на свете не имеет смысла, если ты теряешь себя, потеряв друга/дорогого/любимого.

Уже говорила, но хорошее не грех повторить: не антрепризный спектакль по сути, «проектный театр», каким бы мы мечтали его видеть. Три глубоких актера, три МАСТЕРА... И зрительское наслаждение...

Костолевский, Филиппов, Янушкевич...

 

 

2. Елена, администратор сайта (г. Москва):

 

АРТерия дружбы

 

Когда человеку грустно, неспокойно, когда его одолевают тяжёлые мысли, когда он чувствует необходимость что-то изменить или борется за право оставить всё как есть, одним словом – в критической ситуации что в первую очередь отзывается? Сердце. Как правило, именно сердце, тревожно сжимаясь, принимает на себя львиную долю «милых» спутников стресса.

Это из анатомии.

А что в жизни? Вы будете смеяться: то же самое! В хорошей, крепкой компании всегда есть кто-то, возможно (и даже – обычно), самый невзрачный, на чью голову в редкие минуты размолвок обрушивается лавина всеобщего негодования. Не замечали? Он может быть кем угодно: успешным и талантливым, либо невезучим и посредственным, красивым и обаятельным, либо… ну, сами понимаете. Это неважно. Но его (непременно!) отличает одно – он БЕЗОБИДЕН.

Каждой дружбе просто необходимо время от времени встряхнуться, взбодриться. Давно знакомые (или, того хуже, – стареющие) физиономии  приятелей с какого-то момента перестают вызывать что-либо, кроме изжоги. И тогда… И тогда… И тогда нужен ПОВОД! Спасительный повод для маленькой такой ссоры, несерьёзной, с небольшим таким битьём тарелок и выносом из помещения (в основном, в оконный проём) надоевших табуреток. Нет, ну и, безусловно, в этом случае было бы обидно обойтись без самого интересного: захватывающего дух и леденящего кровь монолога доведённого «до белого каления» горе-товарища. И что он там испытывает – плоский глухой шлепок или острый пронзающий удар вкось наотмашь – какая разница? Мы ведь друзья, мы не можем причинить вред друг другу (друг другу – вот главное!). Помиримся – и всё пойдёт как прежде, даже лучше.

Неправдоподобно, скажете? Такого не бывает? Вспомните, неужели такого ни разу не случалось в вашей жизни? Так-таки ни разу? Что, неужели никогда вы не чувствовали, что напрасно обидели друга, наговорили ему всякой чепухи, обвинили незаслуженно, выплеснули на него свой негатив? Бывало, признайтесь, бывало.

Пьеса «АРТ» вкратце об этом.

Продолжим наши дилетантские рассуждения об анатомии и попробуем найти какие-то параллели между функциональными особенностями человеческих органов и тонкостями межличностных отношений.

Инженер Марк (Игорь Костолевский) – неоспоримый мозг забавного трио персонажей. В чём-то слишком консервативный, в чём-то слишком непримиримый, но в целом – приятный малый со своими «тараканами» (а у кого их нет?). Он легко раздражается и без труда сыплет меткими словами-эпитетами. Он умён и образован. Богат, но знает цену деньгам. Щедр, но не готов выбросить на ветер, потратить целое состояние на абсолютно, до смешного белый квадрат, пусть даже и подписанный именем непререкаемо модного чудо-творца.

Врач-дерматолог Серж (Михаил Янушкевич) – лёгкие собравшейся компании. Изыскан, вежлив, красив до мелочей. Нуждается в свежем воздухе, очистительной струе современного искусства. Не приемлет ничего антикварного, устаревшего. Ему непонятны трепетные кивки на классику и постоянное цитирование набивших со школьной скамьи оскомину фраз. Тоже довольно богат, но ему знаком азарт аукционного торга и близка радость обладания признанным всеми экспертами шедевром. Какие тут деньги, я вас умоляю, о чём вы?

Ну а с чем же можно сравнить Ивана (Михаил Филиппов)? В нашем медицинском атласе не найти более подходящего органа: он и есть сердце – самый уязвимый и искренний, самый безобидный. Глядя на него, такого трогательного в своём потёртом пальто, так и хочется крикнуть банальное «верю». Верю в несложившуюся карьеру, в заплутавшее где-то семейное счастье. В безалаберность, лёгкость, незлобивость и разоружающую независтливость героя – верю, хоть бейте! Казалось бы, кому, как не ему, знать лучшее применение потраченной на пустячный каприз суммы. Но (вот парадокс) источником конфликта становится не он. А виновником? Догадайтесь сами. И вот мы, зрители, становимся свидетелями замечательного яркого кульминационного монолога «бедного Макара», испытавшего на себе всю прелесть ливня из шишек, – настоящего подарка, зрительского счастья. J

Густая масса застарелой дружбы преодолела сердечный клапан и, очистившись, возродилась для новой жизни.

Над чем же тогда смеяться, если всё так грустно, спросите вы? Дело в том, что пьеса «АРТ», история которой рассказана всё-таки немного… по-французски, – действительно в первую очередь комедия. Белоснежная ткань спектакля, словно бисером, вышита юмором, комическими сценами, забавными диалогами и изящными шутками.

Спектакль-предостережение. Нелегко быть сердцем, душой компании. Но, с другой стороны, что, если не сердце, способно любить? Задачка… Но… Вы будете смеяться! J

Hosted by uCoz