Администратор сайта - Елена


Найти:на: Rambler's Top100




Присылайте свои отзывы, впечатления, рецензии о постановках с участием Михаила Ивановича. Возможно, они будут опубликованы на этой страничке.


О спектакле "ART"


"Представление на соискание Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года:
Театральное искусство

...7. Кербрат П. – режиссер-постановщик, Лог Э. – художник- постановщик, Костолевский И.М., Филиппов М.И., Янушкевич М.Б. – исполнители ролей. Спектакль "АРТ" по пьесе Я.Реза – совместный творческий проект Международной конфедерации театральных союзов, Французского культурного центра, Министерства культуры Российской Федерации. Представление Союза театральных деятелей Российской Федерации..."


«ART» Ясмин Реза, перевод с французского Елены Наумовой

Совместный проект Французского культурного центра и Конфедерации театральных союзов
В помещении филиала Малого театра
Режиссер - Патрис Кербрат
Художник - Эдуард Лог
Премьера - 25 мая 1997 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность 1 час 30 минут

Жили-были три друга. Пятнадцать лет общения не были омрачены размолвками и непониманием, пока один из друзей не купил белую картину с нарисованными на ней белыми полосами.
История о том, как поссорились сторонник классической живописи Марк и любитель современного искусства Серж, и как нейтральный по отношению ко всем и каждому Иван пытался их помирить написана француженкой Ясминой Реза. Спектакли по пьесе "Art" стали театральным событием в Бельгии, Германии и США. Во Франции постановка Патрика Кербрата была в 1994 году удостоена премии "Мольер". Однако московская премьера не прямой перенос на русскую почву французского спектакля, а новая работа - на этом режиссер акцентирует внимание особо.
И все же "аромат Парижа" ощущается весьма отчетливо. Сценография по-французски проста и стильна - мужчины, одетые в черные костюмы, играют на фоне абсолютно белых декораций. Режиссура незатейлива и экономна в выразительных средствах: Патрик Кербрат отдает явное предпочтение статическим мизансценам, дающим возможность актерам спокойно и внятно донести до зрителей любопытный, не лишенный занимательности и ненавязчивой философии, но излишне многословный текст Ясмины Реза.
Спектакль не столько про вкусы (о которых можно и нужно спорить), сколько про дружбу и друзей, которых "нельзя оставлять без присмотра". Герои спектакля не принадлежат к богемной среде: "классицист" Марк - инженер (Игорь Костолевский в этой роли привычно элегантен, высокомерен и чуть хамоват); "абстракционист" Серж (Михаил Янушкевич) - дерматолог; "ангел примиритель" Иван (Михаил Филиппов) продает канцтовары. Потому вполне естественно, что их разговор, начавшийся с вопросов искусства, довольно быстро переходит в сферу человеческих взаимоотношений, в некий массовый психоаналитический сеанс.
В финале герои приходят к мысли, что старая дружба лучше новой картины и наступает долгожданное всеобщее примирение.

("Страницы московской театральной жизни")


«ART» Ясмины Реза в постановке Патриса Кербрата. Антреприза «с человеческим лицом»

Проект Международной конфедерации театральных союзов и Французского института


Простая, незамысловатая на первый взгляд пьеса Ясмины Реза (лауреата Мольеровской премии) не знает провалов на отечественной сцене. Сюжет напоминает старомодную салонную комедию: «Мой друг Серж купил картину» — с этих слов начинается пьеса. Нюанс в том, что Серж купил подлинник выдуманного автором великого абстракциониста Антриоса — идеально белое полотно размером 3.60 на 2.20 с тремя параллельными белыми полосками. Заплатил за этот шедевр 200 тысяч франков. За время спектакля трое закадычных друзей успевают вдоволь наговориться, поссориться, даже слегка подраться, потом помириться, — выясняя, «зачем Серж купил картину». В этой изящной драматической вещице параллельно прочерчены несколько «линий»: мужской дружбы, мужских амбиций, буржуазных взглядов на современное искусство, размышлений о жизненных ценностях, об искусстве как таковом, о чистоте отношений — о чем угодно. Картина-то белая. И все эти линии — «белые на белом», нигде нет и следа жирных акцентов. Парижская публика стонала от смеха, отечественная вторила ей вначале, а под конец умилялась (как и положено в здешних широтах). За короткое время пьесу про белую картину ставят трижды — первым появляется спектакль Патриса Кербрата (он ставил «Аrt» и в Париже), за ним последуют спектакли Евгения Каменьковича в «Табакерке» (с Сергеем Беляевым, Александром Моховым и Михаилом Хомяковым — там он называется «Искусство») и Николая Пинигина в БДТ (с Андреем Толубеевым, Валерием Дегтярем и Геннадием Богачевым). Разные режиссеры, с разным творческим потенциалом, а спектакли получаются не только хорошими, но и очень похожими (и в каждом из них на сцене — «белый кабинет»). Не впервые отечественные режиссеры имеют дело с коммерческими «хорошо сделанными пьесами», но с этой французской пьесой все не так просто. Ее коммерческая успешность (заложенная в тексте) никак не влияет на ее художественные качества, а «сделанность» (в данном случае — жесткая конструкция и безупречное чувство меры и вкуса) является залогом того, что режиссер не сделает лишних ошибок, даже если очень постарается. Это театр текста. Если «самонаводящийся механизм», не дающий постановщику уклониться от заданного курса (по сути — отменяющий на корню саму идею интерпретации), является идеалом драматической структуры, то «Аrt» Реза — идеал. Во всех постановках есть та вожделенная современным театром добротность, гарантия качественного зрелища, которая делает постановку «Аrt» в равной степени лакомой и для стационарной, и для антрепризной сцены. Недаром «Аrt» Кербрата называют лучшим антрепризным спектаклем России. Возможно, в «Аrt» отечественный театр опробовал один из аспектов модели не репертуарного европейского театра в ее лучшем проявлении.
Однако продолжения не последует.

(Лилия ШИТЕНБУРГ. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VII. СПб, Сеанс, 2004).


Еще почитать о спектакле "ART"

Отзывы зрителей о спектакле "ART"

О пьесе "ART" и ее авторе

Монолог Ивана из пьесы "ART" (англ.)

монолог Ивана – доброго духа ("АРТ" 1,04 Мб)

реплика Игоря Матвеевича Костолевского о пьесе «ART» (1,31 Мб)






Hosted by uCoz