Назад

 

 

 

 

Радиостанция «Эхо Москвы»: Театральная площадь (в архиве)

Суббота, 6 Сентября 2003

 

Ведущие: Ксения Ларина

Гости: Сергей Арцибашев (актер и режиссер), Игорь Костолевский (актер), Михаил Филиппов (актер)

 

Эфир ведет Ксения Ларина.

 

К. ЛАРИНА 13:15, приглашаем вас на нашу "Театральную площадь". Сегодня у нас в гостях Театр им. Маяковского, главный режиссер театра Сергей Николаевич Арцибашев. Здравствуйте, Сергей Николаевич.

С. АРЦИБАШЕВ Здравствуйте.

К. ЛАРИНА Актеры Игорь Костолевский. Здравствуйте, Игорь.

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Здравствуйте.

К. ЛАРИНА И Михаил Филиппов. Здравствуйте, Михаил.

М. ФИЛИППОВ Добрый день.

К. ЛАРИНА Вчера у нас кто-то рассказывал про спектакль "Братья Карамазовы", вел эфир Матвей Ганапольский. Ему стали рассказывать, что там музыка, там поют, он говорит что, и братья Карамазовы поют? И пошутил, сказав, а сейчас на сцене дуэт братьев Карамазовых. Он как в воду смотрел, потому что у нас сегодня практически так и получилось, два брата, Дмитрий Михаил Филиппов, Иван Игорь Костолевский. В качестве дирижера и художественного руководителя этого ансамбля у нас выступает Сергей Николаевич Арцибашев. А если серьезно, эту премьеру очень долго ждут, поскольку, будем считать, это первое, такое программное произведение нового художественного руководителя Театра имени Маяковского. Сергей Николаевич, вам слово, теперь можно рассказать, почему именно с этой вещи вы решили начать свою жизнь в этом театре.

С. АРЦИБАШЕВ Рассказывать тогда придется долго. Короче скажу, в 97 году, когда Андрей Александрович Гончарова посмотрел "Женитьбу" на Покровке и предложил мне поставить что-нибудь в Маяковке, я назвал три названия, вот одно из них было "Братья Карамазовы". Когда я пришел в театр, я назвал те же три названия. Вот это выполнение своих обязательств.

К. ЛАРИНА Программы.

С. АРЦИБАШЕВ Дальше если говорить, то, конечно, это мой интерес к русской классике. В Театре Маяковского должна идти русская классика и была, и были хорошие спектакли, надо продолжать эту замечательную традицию. Это и какое-то свое самоосознание, и интерес для публики, русская классика. Хочется, чтобы продолжался интерес к ней. Ну а рассказывать о том, что это великий

К. ЛАРИНА Русский писатель.

С. АРЦИБАШЕВ Великое произведение, гениальное произведение, вечные мучительные вопросы, которые задает себе каждый интеллигентный человек, о смысле жизни, о своем предназначении, о своем месте на этой земле, вообще во вселенной. Такой космический роман, который, конечно, хотелось бы Может быть, это большой риск, что я с этого, ну я начал не с этого, а с "Женитьбы".

К. ЛАРИНА Ну это как бы проверенный материал, тут не рисковали.

С. АРЦИБАШЕВ Но тем не менее можно было ожидать каких-нибудь подвохов, но счастлив, что состоялся и Гоголь на сцене Маяковки, первый мой спектакль, и я счастлив, что это подошло к такому финалу, что состоится премьера. Дай Бог, чтобы это спектакль был долгоиграющий.
К. ЛАРИНА Распределение ролей, оно, конечно, несколько удивляет. Я сейчас как бы уже привыкла к этой мысли, что Костолевский играет Ивана Карамазова, Михаил Филиппов Дмитрия, а для начала мне это было странно. Потому что мы привыкли каких-то совсем других, с другими актерами это ассоциируем, потому что история, экранизация известная "Карамазовых" пырьевская. Хотя можно вспомнить еще и сценическую судьбу этого произведения. Наверное, началось все с "Брата Алеши" Розова в постановке Анатолия Эфроса на Малой Бронной. Потом еще был спектакль, который я даже видела, в Театре Моссовета, где Ростислав Плятт блестяще совершенно играл Федора Карамазова, замечательно, вот только его и запомнила, правда, больше никого. И сейчас давайте вспомним, это я уже для слушателей делаю такую экскурсию по сценическим вариантам "Карамазовых".

С. АРЦИБАШЕВ Во МХАТе.

К. ЛАРИНА Во МХАТе, да. И в "Современнике" сейчас идет спектакль в постановке Валерия Фокина, "Карамазовы и ад", там играет Женя Миронов Ивана Карамазова, кстати, тоже совершенно неожиданный был выбор артиста на эту роль. Мне кажется, это было очень удачно. Здесь у всех возникает вопрос, связанный с возрастом. Вы мужчины, вам можно на эту тему рассуждать. Вот тут не было проблем? Миша, вот вас, например, не удивило, что вам эту роль дали.

М. ФИЛИППОВ Да, безусловно. Я все время говорил, и не перестаю это думать и считать, что, конечно, мы староваты, мы староваты для этих ролей. Это молодежь, это молодые люди. Но, вы знаете, с другой стороны, может быть можно всегда сослаться на театральную условность, но в данном случае я на театральную условность не буду ссылаться, она постоянно жива. А я скажу о том, что, понимаете, идея русских мальчиков, с которыми носились в 60-е годы. И ведь розовская пьеса возникла не случайно. Тех мальчиков, русских мальчиков Достоевского, которые, как известно, если дать им карту звездного неба, на следующий день они вернут вам ее исправленной, на сегодняшний день, на мой взгляд, она себя изжила. Этих русских мальчиков в нынешней нашей действительности нет. Почему? Это другой вопрос. Мы прожили этот период. К сожалению, он закончился. Но для меня к сожалению. Но это все равно не оправдывает для меня нашего назначения. Я все равно считаю, что мы староваты. Ну, не знаю, приходится.

К. ЛАРИНА Ну и как вы выходите из положения? Каким-то образом обыгрывается?

М. ФИЛИППОВ Да нет, и ресницы не накрашиваю, и не румянюсь, не сурьмлюсь.

К. ЛАРИНА Парик не надеваем.

М. ФИЛИППОВ Парик не надеваю, да. Бог его знает, не знаю, работаем, работаем в надежде на то, что зритель, Бог даст, окажется снисходительным.

К. ЛАРИНА Вообще это интересно. Если говорить о молодых актерах, наверное, там интуиция больше решает в таких сложных ролях, конечно. Но и режиссер, естественно. А здесь есть возможность жизнь свою просто рассказать.

М. ФИЛИППОВ Вы знаете, мне-то кажется, что все равно все решает только одно присутствие актерского начала в актере. И молодой актер, даже если он не опытен как человек, но он замечательный актер, то с хорошим режиссером они все равно найдут и какое-то решение. Все определяет только одно актерство, присущее актерам.

К. ЛАРИНА Игорь, а у вас как с Иваном?

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Как у меня с Иваном, это вы придете, увидите на открытии сезона.

К. ЛАРИНА А сомнения были?

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Вы знаете, сомнения вообще всегда присутствуют, но когда ты уже подошел к юбилею, я думаю, да Бог с ним, ну что сомневаться, ну что, предложили такую потрясающую роль. И конечно, я очень рад, что я ее получил, я очень рад, что я ее получил. Да, может быть, естественно, наверное, староваты. Но те проблемы, которые там возникают, которые приходится решать каждому персонажу, как сказал Сергей, они, действительно, проблемы вечные, космические. Это те проблемы, которые, в общем-то, мы решаем для себя постоянно, веры безверия, кто мы вообще, все позволено или ты тварь дрожащая, наше какое-то холопство и наше желание из этого холопства вырваться Короче говоря, много-много всего. Поэтому сейчас про это рассказывать как-то глупо. Единственное, что, конечно, хотелось бы Потом есть столкновение идей. Главное, что у Достоевского, это идеи, главная идея, как мне кажется, что все за всех виноваты, вот это главная, центральная идея Достоевского. Вот если нам это удастся сделать, ну и все, тогда не будут смотреть, молодой, старый. А в принципе, знаете, к такому роману, может быть, к его инсценировке, конечно, это очень рискованное дело.

К. ЛАРИНА А Достоевский вообще входит в число ваших любимых писателей?

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Как вам сказать, мне всегда мучительно его читать, он мучителен. Я понимаю, что это те бездны, через которые ты в своей жизни, наверное, каждый человек через это проходит, и он старается к этому не возвращаться. Но это то, может быть, благодаря чему мы что-то осознаем в жизни, вот через эту боль, через страдания, через эти какие-то пограничные ситуации. Вот через это, наверное, мы и приходим к осознанию вообще, что мы есть и для чего мы живем. И это необходимо. Хотя, конечно, лучше бы без этого. Но без этого тогда мы видим, что получается.

К. ЛАРИНА Давайте все-таки вспомним, он такой мистический писатель, в буквальном смысле этого слова. Сколько связано, в конце концов, трагедий и жизненных, и реальных, связанных с его творчеством, с прикосновением и с проникновением в него. Там есть такие опасные вещи, я думаю, что это каждый из вас подтвердит, потому что вы какое-то количество времени просто жили вместе с его глубинами. Там есть вещи, к которым просто страшно прикасаться. Раз мы про роли говорим, Сергей Николаевич, может, вы назовете еще остальных, потому что мне хотелось, чтобы мы, конечно, назвали Александра Сергеевича Лазарева. Я слышала вообще такие восторги по поводу его работы.

С. АРЦИБАШЕВ Играет папашу. Светлана Владимировна Немоляева тоже занята в этом спектакле. Если касаться возраста, то женщины у нас, главные героини молодые.

К. ЛАРИНА Правильно. И герои молодеют рядом с такими женщинами.

С. АРЦИБАШЕВ Груша Даша Повереннова, Катя Олеся Судзиловская. Там почти вся труппа занята. И Игорь Кашинцев, и Игорь Охлупин, и Рамзес Джабраилов.

М. ФИЛИППОВ Из молодых Даниил Спиваковский.

С. АРЦИБАШЕВ Даня Спиваковский, Сережа Удовик, Алешу играет выпускник МХАТовского училища Сергей Щедрин, Лиза тоже выпускница МХАТовского училища.

К. ЛАРИНА А черта кто играет?

С. АРЦИБАШЕВ Даня Спиваковский. Занята почти вся труппа, потому что много сцен, много массовых сцен, эпизодических ролей. Работа большая, сложная, действительно, и для театра сложная. Это такая проверка, конечно, и театра способность поднять такой материал, сложнейший, мучительный, трудный, собраться. Я просто счастлив, что это случилось, как факт, через это пройти театру.

К. ЛАРИНА А над инсценировкой работали вместе с автором или он один.

С. АРЦИБАШЕВ Инсценировка Владимира Малягина, мне кажется, замечательная инсценировка. Да, конечно, мы обсуждали, думали.

К. ЛАРИНА Как там, там же трудно от чего-то отказаться, ведь огромнейший же роман.

С. АРЦИБАШЕВ Да, трудно. И репетировалось трудно, потому что как-то я, правильно или неправильно это выбрал, но мы читали сцену из романа, а потом репетировали то, что было в инсценировке. Конечно, там каждая сцена уже спектакль, или каждая линия целый спектакль. Мне кажется, что основные вещи мы все-таки смогли уместить в этот трехчасовой спектакль.

К. ЛАРИНА Но это не может же быть иллюстрация? Это то, что называет вот Валера Фокин "диванный Достоевский", когда вот страничка за страничкой, медленно и подробно.

С. АРЦИБАШЕВ Так не получился, конечно, в таком объеме работы. Это такой романный коллаж, но он очень смещен и по времени, он свободный.

К. ЛАРИНА А что было для вас главным, если говорить о каких-то линиях или, может быть, о каких-то вещах идеологических? Что было вам важно показать крупным планом? Ведь невозможно, действительно, про все рассказать.

С. АРЦИБАШЕВ Мне важно было, чтобы присутствовало как можно больше линий, и как автор обозначил, если можно сказать, жанр этого спектакля, а может, не жанр, а просто ноту задал, что это симфония страстей. Вот как бы эти все линии должны в эту симфонию слиться, в эту амплитуду страстей, в эти бездны, кто что над собой экспериментирует, над собой и над другими, как играют, вот это мне надо было закрутить.

К. ЛАРИНА Зная вас, я прекрасно понимаю, что без юмора вы не смогли бы обойтись даже в работе над Федором Михайловичем Достоевским.

С. АРЦИБАШЕВ Мне кажется, Достоевский очень юморной писатель. Там, действительно, у него очень много юмора и иронии. И даже если прочитать оглавление его, они называются главы, там уже звучит ирония "За коньячком", "Надрыв в избе", "Обе вместе", вот уже заложен какой-то взгляд на эту ситуацию.

К. ЛАРИНА Давайте скажем, когда у нас премьера. 10 числа, в день рождения Игоря Костолевского.

С. АРЦИБАШЕВ 10-го открытие сезона, премьера, День рождения Игоря Костолевского. Потом 14 сентября, 19, 20.

К. ЛАРИНА Мне сегодня принесли билетики в Театр Маяковского, но, к сожалению, дорогие друзья, билетов на "Братьев Карамазовых" там нет, и быть не может, потому что они все проданы. Правда же, Сергей Николаевич?

С. АРЦИБАШЕВ В театре, во всяком случае, проданы.

К. ЛАРИНА Мы продолжим наш разговор после выпуска новостей короткого. Напомню, что в гостях у нас сегодня Театр имени Маяковского, Сергей Арцибашев, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов. Вот первый зритель пришел за билетом, это Алексей Венедиктов, наш главный редактор.

А. ВЕНЕДИКТОВ Говорят, мы такие старые, мы такие старые, у меня сердце остановилось, вот придите, посмотрите, какие они старые.

К. ЛАРИНА Продолжим после выпуска новостей. Пейджер свободен для ваших вопросов, 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы".

 

К. ЛАРИНА Продолжаем разговор. Мы говорим о новом спектакле, о премьере спектакля "Братья Карамазовы". Именно так называется?

С. АРЦИБАШЕВ "Карамазовы".

К. ЛАРИНА "Карамазовы" просто. Здесь есть вопросы от наших слушателей. Естественно, первым вопросом очень многие спрашивает у Михаила Филиппова про здоровье Натальи Гундаревой. Я думаю, что стоит нашим слушателям ответить, потому что все, конечно же, ждут скорейшего возвращения в строй замечательной актрисы. Миша, скажите, пожалуйста, как там дела.

М. ФИЛИППОВ Да, конечно. Я, во-первых, хочу поблагодарить всех добрых людей, я подчеркиваю всех добрых людей, за этот интерес, за боль, за любовь и за молитвы о ее здоровье, которые творятся без экзальтации, искренне, с болью и с любовью. Спасибо вам всем, добрые люди. Я хочу сказать, во-первых, хочу воспользоваться, пожалуйста, не верьте публикациям, никаким публикациям никаких газет, не начиная от какой-то мерзопакостной газеты под названием "Жизнь". До меня все это доносится, я два года как газет вообще не читаю, но хочешь, не хочешь, об этом рассказывают. Даже такие публикации, как добропорядочный "Труд", все равно в поздравительную статью вкрадываются и неправда, и неделикатность. Наташа не переносила не только третьего, но даже второго инсульта. Господь с ними, это дело их совести. Я хочу сказать, что Наташа продолжает курс лечения. Учитывая, что два года назад у нее был такой тяжелый инсульт, и врачи просто боролись за ее жизнь, что немудрено, что лечение это продолжается так долго. Мы, к сожалению, привязаны к больнице, хотя мы выезжаем. Летом мы выезжали на дачу по несколько недель, выезжаем домой. Но ведь оздоровительный комплекс, который необходим, он все равно связан с пребыванием в больнице или в некоторых реабилитационных центрах. Благодарю вас. Я готов поставлять информацию, я готов приходить в качестве бесплатного консультанта в "Эхо Москвы", если они сочтут это необходимым, если у вас будут возникать вопросы. Готов приходить хоть каждую неделю, каждый месяц, каждые три месяца и рассказывать о состоянии ее здоровья. Поэтому, дорогие, спасибо вам за любовь, за внимание. Давайте не будем торопиться с некоторыми вопросами, по поводу выхода на сцену, когда это может произойти. Слава Богу, что она жива, она с нами. Спасибо вам еще раз за любовь и за внимание.

К. ЛАРИНА А вы говорили с ней про репетиции, про Достоевского? Наверняка же разговаривали, она вам помогала.

М. ФИЛИППОВ Да не только я, а Сергей Николаевич, они с Сергеем Николаевичем говорили об этом год назад.

С. АРЦИБАШЕВ Да, Наташа очень включилась в работу, перечитала роман и очень точные несколько замечаний сказала, сказала, я буду вести тетрадь даже. Мы так договаривались, что она будет вести такую тетрадь, как Немирович-Данченко, нахожусь типа в Калькутте, душой с вами Так что она выписывала интересные места. И она очень интересуется положением в театре, и вот сейчас, когда мы поздравляли ее с Днем рождения, тоже интересовалась, как все это проходит, и желала много добра.

К. ЛАРИНА Давайте, действительно, пожелаем, чтобы поскорее бы все-таки кончился этот кошмар. Спасибо слушателям нашим. Хочу заверить Михаила, что в высшей степени настоящие люди нас слушают, у нас плохих слушателей не бывает. А на всю эту дрянь не обращайте внимания. Главное, чтобы Наталья Георгиевна на это внимание не обращала и не знала бы об этом.

М. ФИЛИППОВ К сожалению, она знает об этом, до нее доносится, и это тоже губительно действуют на ее здоровье. Но эти газетчики, эти газеты, они же не задумываются об этом.

К. ЛАРИНА А я призываю моих коллег уважаемых, не читайте в обзорах эти газеты идиотские, вообще не упоминайте, как будто их нет вовсе.

М. ФИЛИППОВ Спасибо. Бог им судья.

К. ЛАРИНА Давайте дальше пойдем по вопросам. "Благодарю за гостей. Низкий поклон, особенно Сергею Арцибашеву за роль Ленина. Ветеран вооруженных сил Валерий". Во как оно бывает. Ленина вы сыграли в Театре на Покровке.

С. АРЦИБАШЕВ Да, по пьесе Андрея Максимова "Пастух". Играю его очень редко, потому что, действительно, очень сложный, тяжелый для меня спектакль, полтора часа на сцене, в диком каком-то, невыносимом ритме существование, это очень сложный спектакль.

К. ЛАРИНА А вы продолжаете играть на Покровке?

С. АРЦИБАШЕВ Да, я продолжаю играть.

К. ЛАРИНА А здесь пока боитесь выходить на сцену прославленного театра?

С. АРЦИБАШЕВ Нет, не боюсь. На Покровке тоже так было. Я люблю актерскую профессию, и она для меня очень важна. Потому что, помимо того, что, действительно, я за исповедальный театр, а когда выходишь в роли на сцену перед зрителями, это для меня, действительно, храм, перед которым публично каюсь в своих грехах или, наоборот, хочу, показать какие-то Для меня это такое лобное место, публичность. Но на Покровке, когда я начинал, мне надо было сделать сначала репертуар, но я в каждом спектакле думал, что, может быть, я потом войду и сыграю какую-то роль. Когда репертуар составился, я стал постепенно входить. Потом что-то стал ставить на себя. Поэтому в Маяковке пока повременю, надо сделать репертуар.

К. ЛАРИНА А чтобы хотели сыграть в Маяковке?

С. АРЦИБАШЕВ Я повременю.

К. ЛАРИНА Не скажете?

С. АРЦИБАШЕВ Нет, я суеверный человек.

К. ЛАРИНА Костолевскому, спрашивает Ирина: "Роль Ивана, чем она для вас интересна?" Можно сказать об этом?

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Мне бы не хотелось сейчас рассказывать по поводу роли Ивана.
С. АРЦИБАШЕВ Да, пусть поиграет немножко.

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Да, давайте поиграем, потому что это гиблое дело, перед премьерой рассказывать о том, что ты хотел сыграть.

С. АРЦИБАШЕВ Ему тяжело, конечно, говорить. Я могу сказать, что я, действительно, счастлив, что и Михаил Иванович, и Игорь Матвеевич, и другие актеры столкнулись с Достоевским, это, конечно, другая планка и другая высота. Я думаю, что это такой шаг и для Игоря, и для Миши, что это какой-то переход в новое качество, дай Бог, чтобы он состоялся. Я субъективно и объективно, как режиссер, которому хочется, чтобы это получилось, я очень доволен. Мне кажется, это, действительно, новый рубеж какой-то.

К. ЛАРИНА А Ирина я скажу, надо пойти посмотреть спектакль, тогда вы поймете, надеюсь, чем интересна роль Ивана Игорю Костолевскому, он как раз про это будет играть. "Вы и ваши гости восторгаетесь Достоевским, но в современном мире полно современных Раскольниковых. Не хотят ли театралы раскрыть истинные причины их поступков?" Михаил такой странный вопрос задает. Я не знаю, может быть, кто-то рискнет ответить на него.

С. АРЦИБАШЕВ Ну какие истинные, тут все вопросы Достоевского, конечно. Он тогда их открывал, так обнажил, так обнаженно подал, что, конечно, это же каждый человек решает, тварь он дрожащая или все позволено. Вот кому все позволено, он убивает, Раскольников, но Достоевский дает и другое представление что потом. А потом все-таки возникают и страдание, и раскаяние, потому что другого-то пути нет.

К. ЛАРИНА Да? А как же, а в реальной жизни потом что? Канары?

С. АРЦИБАШЕВ Такие не ходят в театр и не читают Достоевского.

К. ЛАРИНА Вот они и не знают, что потом. Как раз, может быть, действительно, это тоже выход, лучше не знать, тогда избежишь наказания. НЕ кажется вам так?

С. АРЦИБАШЕВ Нет, наказания не избежать.

К. ЛАРИНА Хочется сказать, что вы оптимист, но мне кажется, сейчас это будет как-то неправильно.

С. АРЦИБАШЕВ Все возвращается. Игорь Матвеевич сказал, что Достоевский не от себя же говорил, он тоже говорил всеобщие фразы, истины, это мы толкаем туда-сюда, а истина остается сама по себе, мы к границе их толкаем, истина это или не истина, все за всех виновны. Значит, тогда бумеранг-то вернется.

К. ЛАРИНА "Передайте от "Литературной газеты" поздравления Сергею Арцибашеву с настоящим Днем рождения, который совпадает со второй премьерой", пишет нам Юра Поляков. Юра, спасибо.

С. АРЦИБАШЕВ Спасибо.

К. ЛАРИНА Кстати, тут тоже есть какая-то связь творческая. Вы что-то вместе делали или собираетесь делать с Поляковым. Нет, я путаю что-то?

С. АРЦИБАШЕВ Нет, пока нет.

К. ЛАРИНА А почему такая дружба?

С. АРЦИБАШЕВ Не знаю.

К. ЛАРИНА Интересно, это вот интрига. "Поздравляю Сергея Николаевича с Театром Маяковского, от всей души желаю успеха. Софья Зиновьевна Долинская. Я делала с ним когда-то вместе театр для него, Театр на Покровке. Всего вам доброго".

С. АРЦИБАШЕВ Спасибо большое.

К. ЛАРИНА Все свои люди слушают. Галина Сергеевна хочет картину подарить Наталье Гундаревой.

М. ФИЛИППОВ Спасибо.

К. ЛАРИНА "Я, конечно, не видела Арцибашева в роли Ленина, но я видела Гундареву, Мишу Филиппова и Арцибашева в фильме "Небеса обетованные". Спасибо вам большое, что вы заставляете нас смеяться в такое время". Вы там сыграли замечательно.

С. АРЦИБАШЕВ Да, мы там сыграли братьев, и хоть не по крови, не кровных братьев.

М. ФИЛИППОВ Не Карамазовых.

С. АРЦИБАШЕВ И там познакомились, кстати, с Михаилом Ивановичем, уже близко пообщались.

К. ЛАРИНА Теперь вопрос, связанный все-таки, надеюсь, со зрительским успехом. Я не очень себе представляю, как можно рассчитывать на какой-то успех коммерческий сегодня, предлагаю вниманию зрителя такое произведение, как роман Федора Михайловича Достоевского. Вы же сами ставите такие вещи, такие простые, "Банкет", у вас вышел недавно спектакль. Так он называется?

С. АРЦИБАШЕВ Да.

К. ЛАРИНА Понятно для зрителя, чтоб было хорошо и весело. Очень во многих театрах идут такие пьесы, их все больше и больше становится. В связи с этим у меня вопрос а для кого сегодня тогда Достоевский? Кто его пойдет смотреть?

С. АРЦИБАШЕВ Все.

К. ЛАРИНА Думаете?

С. АРЦИБАШЕВ Надеюсь. Хочется верить. Действительно, риск есть, определенный риск есть, но мне кажется, сегодня наступило время осмысления, не просто развлечения. Да, в театре должны быть и пьесы, не такого уровня, что просто развлекательные, мне это тоже не очень интересно, даже самому, я все-таки по традиции, развлекая поучай. Так что даже в этом "Банкете" есть замечательная история человеческая, которая трогает публику, они и хохочут, и плачут, и могут сделать какие-то выводы. Потому что все это опыт, даже зритель приходит за каким-то опытом. Показали спектакль, он увидел историю, а потом у него есть выбор, вот в данной ситуации может получиться вот такой итог, вот такой будет результат. Хочешь идти по этому пути, иди, но у тебя уже есть опыт. Прочитав книгу хорошую, там тоже есть какой-то итог, поставлены вопросы, какое-то разрешение их Поэтому надо больше читать, больше смотреть фильмы, ходить в театры, потому что это все наш жизненный опыт, не наш личный, может быть, пока еще, но если театр затрагивает эти проблемы, мало того, будоражит и заставляет волноваться, сопереживать, и ты стал участником представления этого, как бы пережил и сам уже. Лично я, допустим, знаю, хотя тоже иногда разделяю, что ничему театр не может научить, ни книга не может никого ничему научить. Я не согласен с этим, потому что я, допустим, знаю лично по своему опыту десятки случаев, когда люди, просмотрев хороший фильм или спектакль, меняли свою жизнь кардинальным образом.

К. ЛАРИНА С другой стороны, опять же возвращаясь к тому, о чем я говорила в первой части программы, есть немало историй страшных, когда люди брали в руки холодное оружие и резали друг друга, потрясая этим томом.

С. АРЦИБАШЕВ Они вычитали другое, значит. Прочитали только первую часть.

М. ФИЛИППОВ По поводу зрителей, вы знаете, я вспоминаю одну замечательную запись в дневнике Виктора Ардова, в записных книжках, много лет назад это было записано, он пишет: "Присутствовал при разговоре двух дам, и одна говорила другой вчера была в Маяковке, Евгений Самойлов играл, что ни слово, то хохма. Я поинтересовался, что шло накануне в Театре Маяковского. "Гамлет". Поэтому кто придет, мы не знаем, как люди воспримут это, мы не знаем. Знаете, как подходят зрители после спектакля часто, говорят ой, вы так потеете. И это тоже рецензия, и их нельзя обвинять. Кто увидит что, кто придет позлобствовать, кто посмеяться, а может быть, будет покупать билеты еще и еще, чтобы придти поржать, Бог его знает.

К. ЛАРИНА Т.е. вам не важно?

М. ФИЛИППОВ Дело не в том что не важно. Конечно, хочется, чтобы это была благопристойная публика, в хорошем понимании. Но за это время, за эти прошедшие годы, начиная с перестройки, не с перестройки, Бог с ним, за те 16-20 лет, которые мы прожили, народилось не одно, а несколько поколений, которые не знают, что такое театр. Люди, молодые уже люди, не дети, они приходят, они не знают, как себя вести. И их тоже нельзя за это винить, потому что в свое время не нашлось мамы или папы, которые бы за ручку отвели их на "Синюю птицу" или на какой-нибудь другой спектакль. Многие люди, не то что не знают, а позабыли, что такое театр. Но сейчас, благодаря тому, что, может быть, объелись видео, я уже вступаю в достаточно избитую колею Понимаете, мы не знаем. Конечно, хочется, чтобы как я говорю помрежу, она говорит перед спектаклем сегодня много народу, сегодня неплохо, я говорю лишь бы вели себя хорошо. Потому что нам, к сожалению, известно, что такое пьяные в зале, хулиганящие люди.

С. АРЦИБАШЕВ Сейчас мобильные телефоны еще.

К. ЛАРИНА Т.е. получается, сейчас нужно начинать сначала, начинать образовывать не одной, а два поколения людей, которые следят за сюжетом и на "Гамлете", и на "Братьях Карамазовых" тем более будут следить за сюжетом, а что там дальше. Этого достаточно? А не упрощается ли тогда вообще, не снижается ли уровень разговора со зрителем.

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Это все зависит от нас самих. Это все зависит опять-таки, какой уровень разговора мы предлагаем зрителю. Миша совершенно прав, мы сколько раз встречали, особенно в провинции скажите, а когда вы будете ваш концерт играть. Спектакль концерт, его воспринимают как концерт. Некоторые просто шалеют, когда вдруг люди что-то начинают играть и что-то делать. Но повторяю, Миша прав, людей за это ну что обвинять. Поэтому, конечно, все зависит от уровня разговора, который мы предлагаем зрителю, от идеи, которая нас вдохновила, и вообще для чего мы вышли на сцену. Ведь дело в том, что, может быть, кто-то что-то не поймет, не дойдут, но если помыслы твои высоки, если твое желание и то, что ты приносишь на сцену, действительно, очень серьезно, то зритель невольно это почувствует. Он почувствует, это его заинтересует, во всяком случае он что-то не поймет, он будет хотя бы тебе признателен, что ты перед ним не унижаешься, не пытаешься ему нравиться, не кокетничаешь, не пытаешься с ним заигрывать, а ведешь разговор на том уровне, на котором ты разговариваешь со своим другом, с близким человеком. И для этого существует театр, на мой взгляд. Это не исключает, Сергей прав, и смешных вещей, и комедий, но уровень разговора всегда должен присутствовать.

К. ЛАРИНА Доверие должно быть.

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Да, абсолютное доверие. Как говорил Бродский, величие замысла.

К. ЛАРИНА Мы с этого и начали. Это очень важно. Мне кажется, что это мало кто понимает, даже вот из ваших коллег. Потому что я вот смотрю, когда там начинаются всякие наезды на антрепризу, вот такое "фи", как так можно, вот антреприза, а я говорю в ответ на это а посмотрите что творится в репертуарных театрах. Антреприза вообще ангел по сравнению со многими спектаклями, которые идут в репертуарных театрах, с именем, с историей и с традициями. Это тот самый случай, то самое искушение, которого избежать, наверное, невозможно, когда хочется полного зала, чтобы аншлаг был в театре.

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Ксения, прости, пожалуйста, но я скажу такую вещь. Ведь мы же с Михаилом Ивановичем, когда пришли к Сергею на Покровку, мы же тоже пришли как приглашенные, это тоже было. Потом мы играем "Арт", это тоже антреприза, мы играем "Загадочные вариации", это тоже антреприза. Поэтому это все зависит опять-таки от уровня, от режиссуры, от многих-многих вещей вообще, для чего люди собираются.

К. ЛАРИНА Дорогие друзья, хочу назвать телефон прямого эфира, 783-48-83. У нас остается буквально 3-4 минуты до конца программы. Сейчас я буду раздавать билеты в Театр Маяковского на "Банкет", в смысле на спектакль "Банкет", нет, не надейтесь. А банкет будет 10 сентября?

С. АРЦИБАШЕВ Обязательно.

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Давайте сыграем сначала.

С. АРЦИБАШЕВ Банкет будет в любом случае.

К. ЛАРИНА Итак, спектакль "Банкет" 24 сентября. Спектакль "Жертва века", это у нас "Последняя жертва", наверное. Это оно, да?

И. КОСТОЛЕВСКИЙ Да.

К. ЛАРИНА Кстати, тоже очень популярный стал автор, и пьесу эту сейчас ставят везде, даже Марк Захаров собрался ставить "Последнюю жертву". 25 сентября. И на "Женитьбу", это как раз Сергей АРЦИБАШЕВ, 15 сентября. Что я хочу от вас, уважаемые слушатели и зрители? Просто пожелайте что-нибудь нашим гостям, кто как хочет, кто в какой форме, по телефону 783-48-83, и вы пойдете в Театр имени Маяковского.

ВЛАДИМИР Меня зовут Владимир.

К. ЛАРИНА Владимир, ваши пожелания моим гостям.

ВЛАДИМИР Успеха, конечно, с премьерой.

С. АРЦИБАШЕВ Спасибо.

К. ЛАРИНА А еще?

ВЛАДИМИР Ну что я могу еще пожелать, я такой маленький человек.

К. ЛАРИНА На какой спектакль вас пригласить?

ВЛАДИМИР Пожалуйста, на "Женитьбу".

К. ЛАРИНА Маленького человека приглашаем на "Женитьбу". Оставляйте свой телефон. Спасибо большое.

С. АРЦИБАШЕВ Этот спектакль для вас.

К. ЛАРИНА Про маленького человека? Да, действительно.

ОЛЬГА Можно я мужчинам ничего желать не буду?

К. ЛАРИНА Вообще ничего?

ОЛЬГА Я хочу только Наталье Георгиевне пожелать скорейшего возвращения и чтобы этот кошмар кончился, а он кончится все равно. А на идиотов не обращайте внимания, то, что их много, это хорошо, значит, они на нее молятся.

М. ФИЛИППОВ Спасибо.

К. ЛАРИНА Какой спектакль вам предложить, Ольга?

ОЛЬГА На 24-е можно? У меня как раз 23-го День рождения.

К. ЛАРИНА Прекрасно. Вот на "Банкет" мы вас и зовем, там и отметите. Оставляйте свой телефон. Еще один звонок.

НАТАЛЬЯ Огромное спасибо за то, что есть такой театр у нас. Я еще давным-давно начинала его смотреть с "Марии", так что это все глубокие переживания каждый раз по поводу театра. Огромных успехов всем, и Наташеньке, конечно, большого здоровья.

К. ЛАРИНА Спасибо большое. "Жертва века" спектакль для вас, 25 сентября. Ну что, мне остается тоже пожелать ни пуха, ни пера всем сегодняшним гостям, Михаилу Филиппову, Сергею АРЦИБАШЕВу, Игорю Костолевскому, и всему составу спектакля "Карамазовы".

С. АРЦИБАШЕВ По традиции, к черту.

М. ФИЛИППОВ К черту.

К. ЛАРИНА Вот подарок сейчас Костолевскому, специально принесла из дома, на русском языке, сейчас он узнает, что это такое. Для Игоря Костолевского.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

 

Copyright © 2004 Радиостанция «Эхо Москвы»

Hosted by uCoz