Михаил Иванович Филиппов
"Мои "свояси" или жизнь в записочках и стишках" (4,97 Мб)
Михаил Иванович о Наталье Георгиевне:
полная версия (3,1 Мб);
краткая версия (0,6 Мб)
Голос Натальи Георгиевны (1,3 Мб)
Обращение МИФ к посетителям сайта
(0,54 Мб)
Обращение МИФ №2 к посетителям сайта
(0,538 Мб)
Обращение МИФ №3 к посетителям сайта
(0,883 Мб)
Монолог Наполеона
(4,53 Мб)
песенка мистера Тэклтона
("Сверчок за очагом" 1,78 Мб)
Аудиофрагменты спектакля "Кошка на раскалённой крыше":
фрагмент №1 (0,753 Мб);
фрагмент №2 (0,584 Мб)
Аудиофрагменты спектакля "Бег":
фрагмент №1 (1,67 Мб);
фрагмент №2 (0,734 Мб)
Отрывки из к/ф
"Небеса обетованные":
фрагмент №1 (3,52 Мб);
фрагмент №2 (4,22 Мб)
монолог Ивана – доброго духа
("АРТ" 1,04 Мб)
монолог Мити
("Карамазовы" 1,89 Мб)
финальная песня
("Карамазовы" 1,6 Мб)
монолог Тоби
("Шаткое равновесие" 1,59 Мб)
песня-посвящение памяти НГГ
С.Трофимов "Ностальгия" (4,17 Мб)
Глава из книги о МИФ
Интервью №1 с МИФ
Интервью №2 с МИФ
Интервью №3 с МИФ
Интервью №4 с МИФ
Интервью №5 с МИФ
Интервью №6 с МИФ
Интервью №7 с МИФ
Интервью №8 с МИФ
Интервью №9 с МИФ
Интервью №10 с МИФ
Интервью №11 с МИФ
Ночной полет
Юлия Рутберг о МИФ
Беседа на радиостанции
"Эхо Москвы"
Воспоминания о театре-студии "Наш дом"
Воспоминания М.Г.Розовского,
руководителя студии "Наш дом"
|
Краткая биография
Михаил Иванович родился 15 августа 1947 года в Москве. Учился на филологическом факультете Московского государственного университета, но после четвертого курса перешел в ГИТИС. Окончил актерский факультет ГИТИСа имени Луначарского (1973). Во время учебы в МГУ играл в студенческой студии "Наш дом". Кроме Михаила Ивановича, из этого театра вышли Геннадий Хазанов, Александр Филиппенко, Семен Фарада, Марк Розовский, Аркадий Арканов, Григорий Горин и многие другие звезды сцены и экрана. С 1973 актер Московского театра имени Маяковского. В кино с 1975 года, первая роль – господин Фуке в фильме Сергея Герасимова "Красное и черное".
Основные театральные работы: "Беседы с Сократом" (1975), "Венсеремос!" (1976), "КПД одержимости" (1977), "Кошка на раскаленной крыше" (1981), "Молва" (1982), "Высокий" (1983), "Плоды просвещения" (1985), "Закат" (1988), "Наполеон I" (1992), "Загадочные вариации" (1999), "Братья Карамазовы" (2003), "Таланты и поклонники" (2012 — Театр им. Вл.Маяковского); "Тайные записки тайного советника" (2009 — Театр "Эрмитаж"), "Меня убить хотели эти суки" (2011 — Театр "Эрмитаж"); "Иванов" (1993 — Театр им. Станиславского); "Женитьба" (1996 — "Театр на Покровке"); "Art" (1997), "Гамлет" (1998 — Международная конфедерация театральных союзов).
Народный артист России (1995); Лауреат Премии мэрии Москвы (1997, за театральные роли в спектаклях "Женитьба" и "Наполеон I"); Лауреат Государственной премии РФ (1999, за участие в спектакле "Женитьба", Театр на Покровке); Лауреат премии "Три сестры" (1999). В 1997 году на кинофестивале "Созвездие" Михаил Иванович получил Приз за лучшую мужскую роль второго плана (телесериал "Петербургские тайны").
В январе 2005 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Михаил Иванович был награжден Орденом Почета за многолетнюю деятельность в области культуры и искусства (Указ Президента Российской Федерации №24 от 17.01.2005 "О награждении государственными наградами Российской Федерации"). Награда была вручена 24 октября 2005 года в Министерстве культуры и массовых коммуникаций.
20 июня 2010 года в московском театре «Новая Опера» состоялось вручение старейшей театральной премии России – «Хрустальная Турандот». В номинации «Лучшая мужская роль» отмечен Михаил Иванович Филиппов, сыгравший Николая Степановича в спектакле «Тайные записки тайного советника» театра «Эрмитаж».
14 октября 2011 года Михаил Иванович Филиппов был объявлен Лауреатом Международной премии имени Станиславского в номинации «Мастерство актёра» за роли последних лет.
1 июня 2013г. Указом Президента Российской Федерации (от 1 июня 2013 года № 526 «О награждении государственными наградами Российской Федерации») за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Михаил Иванович Филиппов награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Был женат на Ирине Юрьевне Андроповой, позднее – на актрисе своего театра Наталье Георгиевне Гундаревой.
Михаил Иванович Филиппов – талантливый артист яркой и своеобразной индивидуальности, очень тонко и точно ощущающий природу слова, ведь по первой своей профессии он - филолог. Из ролей, сыгранных за три десятилетия работы в театре им. Вл. Маяковского, главных было немного, но каждая роль второго плана становилась у Михаила Ивановича существенной, значимой в контексте всего спектакля. Гипнотизм личности Михаила Ивановича поистине поразителен. Он умеет заворожить зрительный зал горящими глазами магнитезера, интонациями красивого, превосходно поставленного голоса, но главное - тем глубинным смыслом, который он умеет не только извлекать из текста, но и доносить его буквально до каждого, независимо от возрастной, интеллектуальной, какой-либо другой причастности человека.
"Михаил Филиппов! Что бы там ни было в роли, в сцене, в сюжете, как бы все ни развлекались и ни отвлекались, этот артист всегда несказанно сосредоточен, будто таит нечто такое, что есть поверх роли, что знает он один, что серьезно надо охранять от глаз окружающих. Какая-то будоражащая, таинственная есть у этого артиста "неконтактность", не притирается он к другим действующим лицам, будь он хоть брат, хоть муж, хоть отец по сюжету – все равно, он чуть в стороне, чуть "в особинке", чуть в себе, его не волнуют вспышки страстей, яркие взлеты чувств, сыплющиеся как удары шпаг реплики, реплики-вопросы, реплики-ответы. Он еще должен обо всем этом подумать, все это пережить в собственной душе, все это постичь своим умом, да потом и высказаться да потом и "определиться", как любят у нас теперь говорить в политике. Надежный, крепкий, в высшем смысле профессиональный, артист Филиппов, реалистическое его мастерство нет-нет да и вспыхнет фантасмагорической подкладкой, демоническая тяжесть глаз нет-нет да и приоткроет озорной их блеск".
("Театр Революции – Театр Драмы – Театр имени Вл. Маяковского: Весь театр за 75 лет", Энциклопедический словарь/"Инкомбук" - М., 1999, отрывок из статьи И. Вишневской "Андрей Александрович Гончаров")
"Один из беспутных сыновей бедной матушки с обкомовским прошлым и бездомным настоящим в «Небесах обетованных», замечательный театральный актер Михаил Филиппов сыграл единственную достойную его дарования роль в лучшем русском сериале «Петербургские тайны». Затаившийся в петербургском углу, обозлённый на весь мир ростовщик Морденко был создан М. Филипповым в тональности не Крестовского, а Достоевского. Ростовщик с крупными, величественными чертами лица, делающими его похожим на римского императора, отчаянно сгорал на погребальном костре оскорбленного самолюбия и униженной чести. Как во всех подпольных людях Достоевского, в нём чувствовался дальний свет изначально благородной души, с наслаждением исковеркавшей самое себя. Незаурядность натуры и колоритная внешность актёра нашли прибежище в мире девятнадцатого столетия, откуда М. Филиппов протянул в наши девяностые тему денег как орудия мести и защиты попранного достоинства".
(Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, “Сеанс”, 2001, Татьяна Москвина)
П.Н.Фоменко: "Первый раз я увидел Михаила Ивановича в спектакле Розовского в студии "Наш дом". Это был "Царь Макс Емельян" – адаптация народной драмы "Царь Максимилиан", сделанная Семёном Кирсановым. Это его прекрасное актёрское начало мне будет помниться всегда. Потом я видел Филиппова в спектаклях Театра Маяковского. И когда пришёл в этот театр ставить "Плоды просвещения", знал, кто будет играть роль профессора Кругосветлова. Работа была для меня радостной: очень интересно не тянуть актёра за собой, а идти вместе, на равных, подхватывать друг у друга идеи и мысли. "Плоды просвещения" до сих пор сохраняются в репертуаре (возможно, и вопреки здравому смыслу – даже при серьёзном отношении актёров спектакль не может жить так долго). В последние годы я не видел "Плодов...", но уверен, что если там есть какие-то островки, на которых он держится, то среди них, несомненно, сцены Филиппова. Я верю, что наша совместная работа над этим спектаклем осталась светлой вехой в памяти и Михаила Ивановича, и надеюсь снова встретиться с ним в работе.
Этот артист обладает удивительной театральной интуицией, актёрской интеллигентностью в лучшем смысле этого слова. Принято считать, что последнее качество мешает актёру, но в его случае оно очень органично и радостно сочетается с его импровизационной сущностью. Филиппов обладает подлинным темпераментом мысли и темпераментом восприятия окружающего мира. Его зоны молчания так же интересны, как и мощные, бурные проявления актёрской энергии. Филиппов – инфернальный артист. Его инфернальность, помноженная на восторг сценического бытия, проявляется и в Кругосветлове, и в других ролях. В нём есть природное тяготение к мрачности, но и к восторженности одновременно. Не бывает радости бытия без мрачных глубин. Нет театральности без заглядывания в преисподнюю. Михаил Филиппов мог бы играть героев Гофмана, он мог бы играть Мефистофеля!"
("Театр", №3, 2000г.)
"Говорят, что каждый человек задуман на какой-то определенный возраст – именно в нем ощущает он себя абсолютно комфортно, так, словно родился и прожил жизнь вот в этом самом возрасте. И только самому человеку дано ощутить эту глубокую гармонию – со стороны ничего не увидишь. Но почему-то я склонна предположить, что Михаил Филиппов вошел в этот "свой возраст". Он всегда был чуть более мудрым, чуть более терпимым, чем его ровесники. Он умел долго ждать и дождался своего часа... Юбилей Михаила Филиппова, если воспользоваться высокопарным определением (а когда, собственно, ими и пользоваться, если не по случаю праздников?!), – это День русского интеллигента, стремительно уходящей натуры, оставляющей нам тоску по иным временам, когда люди были строго и прекрасно воспитаны, когда интеллект, данный им от Бога, не дремал в ожидании какого-то действия, а жил постоянно, не ведая отдыха, напряженно и насыщенно, когда книги были не украшением квартиры, а насущным хлебом, когда мы еще не разучились любить, дружить, страдать...
Михаил Филиппов – из тех времен. Будучи человеком совершенно современным, живым, веселым, он умудрился остаться в тех границах и с теми идеалами, с которыми начинал свою жизнь. Филолог по первому образованию, он до сей поры верен "любви к слову" – пристально и пристрастно читает, открывая новые имена, как все мы делали это когда-то "в прошлой жизни". Секрет Михаила Филиппова в том, что жизнь у него – одна; она не делится на прошлую и настоящую, она едина в своем потоке, в напряжении духовного бытия, в восприятии себя в мире и мира в себе.
Конечно, он не сыграл многих и многих ролей, казалось бы, предназначенных артисту свыше. Судьба его в Театре имени Вл.Маяковского складывалась отнюдь не ослепительно, не звездно. Скорее, это был долгий трудовой путь, который Филиппов преодолевал с завидным терпением и не менее завидным чувством собственного достоинства. И оставалось только изумляться тому, что так мало играет этот замечательный, ни на кого не похожий артист, так остро запавший в память своими ролями в "Человеке из Ламанчи", "Беседах с Сократом" Э.Радзинского, "Кошке на раскаленной крыше" Т.Уильямса, "Плодах просвещения" Л.Н.Толстого, "Смотрите, кто пришел!.." Вл.Арро, "Беге" М.Булгакова, "Закате" И.Бабеля...
Лишь в 1992 году Михаил Филиппов получил роль, ставшую магистральной в его творчестве, – роль Наполеона в спектакле "Наполеон Первый" Ф.Брукнера (постановка Т.Казаковой). Казалось, здесь, в этом спектакле, сошлось все то, что жило в артисте на протяжении долгих лет ожидания "своей роли" – поразительная и поражающая безмерность чувств, эмоций, движений души; мощная ирония, просвечивающая через слова; удивительная многомерность характера. И, конечно, сама тема, которой Михаил Филиппов владеет в совершенстве, – тема человеческого одиночества в мире. Он играл это некогда в чеховском Иванове на сцене Театра имени К.С.Станиславского, играл так пронзительно и точно, что трудно было поверить: артист впервые встретился на сцене с Чеховым. Здесь же, в пьесе Брукнера, были совершенно иной герой, иные сомнения и иллюзии, но это космическое, беспредельное одиночество завораживало, вызывая острое сочувствие к герою.
Михаилу Филиппову вообще свойственно завораживать зрителя. Он делает это поистине мастерски и в ролях комедийных, и в драматических. Его Кочкарев из гоголевской "Женитьбы", сыгранный сначала в Театре на Покровке, а теперь уже и в родном Театре имени Вл. Маяковского, обладает какой-то бесовской энергией и заразительностью. Его Митя Карамазов в одном из последних спектаклей Сергея Арцибашева намного старше своего героя, но, пожалуй, именно от этого такими выпуклыми и сильными кажутся черты этой беспредельной натуры, ни в чем не знающей удержу...
В последнее десятилетие зритель хорошо узнал и полюбил Михаила Филиппова по его телевизионным работам – в первую очередь, в роли ростовщика Морденко в телевизионном сериале "Петербургские тайны", снятом по роману В.Крестовского "Петербургские трущобы" режиссером Л.Пчелкиным. Как удивительно воплотил артист характер человека жестокого и страдающего, палача и жертвы одновременно, застегнувшего на все пуговицы не только свой строгий сюртук, но и, кажется, свою живую душу, оскорбленную, жаждущую праведной мести...
Михаила Филиппова, кажется, более прочего влекут именно те характеры, в которых уживаются самые кричащие противоречия, самые полярные ощущения и возможности самопроявлений. В прошедшем сезоне он сыграл в спектакле "Шаткое равновесие" Э.Олби роль мужа, отца, любовника, друга, в каждом из этих своих качеств вынужденного проявлять себя совсем не так как хотелось бы, как должно было бы. И от этого – страдающего, угнетенного своим невидимым, но ощутимым грузом переживаний и сомнений. Не в окружающих – в первую очередь, в себе самом...
Михаил Филиппов – очень умный артист, умеющий смирить свою яркую эмоциональность, иронически взглянуть на мир и на себя, умеющий полутонами нарисовать характер, который не забудется никогда. Каждую его работу в театре мы не просто смотрим – переживаем вместе с артистом, думаем о ней, потому что она не отпускает после конца спектакля. В этом сказывается не только его профессиональное мастерство, но и высокая культура личности, что особенно ценно в наше время, когда личности и культура уходят в небытие..."
(Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ, "Культура-Портал", проект "Мизансцена", 08.08.2007 и газета "Культура", №32 (7593), 16 - 23 августа 2007г.)
"Как поётся, «день рожденья только раз в году!» С этим вынуждены смириться и те, кто готов отмечать его 365 раз в году, и те, кто изо всех сил старается избежать любой суеты, даже если речь идёт о круглой дате, – всё равно!
Один из таких убеждённых антиюбиляров – Михаил Иванович Филиппов, артист Московского академического театра имени Вл. Маяковского. 15 августа нынешнего года ему исполнилось 60 лет. Всё само собой сложилось для него наилучшим образом. Театр, где он служит с 1973 года, всё ещё в отпуске. «ЛГ» тоже именно в эти дни взяла небольшой тайм-аут. Так что юбиляру пока удалось избежать выслушивания торжественных речей с обязательным приложением адресов, тиснённых золотом и без, а также вручения бесчисленных букетов и других приношений – от детских игрушек до вполне взрослых «мерсов», «джипов» и «фордов» – всё зависит от щедрой фантазии и возможностей дарителей!
Между тем Филиппов на самом деле отнюдь не принадлежит к числу тех, к кому головокружительный успех пришёл одновременно с дебютом. Начнём с того, что он вовсе не сразу, после школьной скамьи, попал в театральный вуз, а сперва поступил в МГУ, на филфак. Но на свою беду – или счастье? – именно там познакомился с Марком Розовским и эстрадной студией МГУ «Наш дом», откуда вышло немало талантливых людей. Одни доучились в университете до конца, со временем стали учёными и даже «остепенились». Другие оказались безнадёжно сбитыми с первоначально избранного пути и перешли в иные вузы. Или, того хуже, недоучившись, пошли в актёры, режиссёры, писатели, композиторы. И добились успеха на новом поприще. Михаил Филиппов – один из них.
Правда, человек он обстоятельный, солидный, серьёзный. Поэтому, осознав, что обознался в выборе профессии, решил, пока не поздно, начать всё сначала и выдержал конкурс на актёрский факультет ГИТИСа, на курс к Г.Г. Конскому. А окончив его, вступил в труппу Театра имени Вл. Маяковского, где переиграл множество разных ролей – больших и маленьких, – правда, почти всегда в хороших пьесах. При этом он спокойно вводился в старые спектакли: работа есть работа. Скорее всего, думается, он исходил из известного принципа: если ты лишён возможности делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь. В конце концов при желании всегда есть возможность за что-то зацепиться даже в самом крошечном эпизоде. К тому же режиссёры не слишком жалуют актёров, которые постоянно хотят играть только Гамлета или Отелло. Им милее те, кто и в Озрике найдут чем порадовать себя и окружающих, исходя из того, что уныние в любом деле – плохой помощник, к тому же ещё и тяжкий грех.
Тридцать пятый сезон Филиппов плотно занят в репертуаре театра: «Разгром», «Трамвай «Желание», «Человек из Ламанчи», «Беседы с Сократом», «Бег», «Леди Макбет Мценского уезда», «Кошка на раскалённой крыше», «Да здравствует королева, виват!», «Смотрите, кто пришёл!», «Молва», «Плоды просвещения», «Закат», «Виктория?..», «Наполеон I», «Женитьба», «Братья Карамазовы», «Загадочные вариации», «Шаткое равновесие» – таков далеко не полный послужной список актёра. Если к нему прибавить роли, сыгранные в кино и на телевидении или осуществлённые в антрепризе («АРТ», «Гамлет»), то судьбе Михаила Ивановича можно лишь позавидовать. Но ещё большую зависть вызывают не только роли, сыгранные им в театре и на экране, а прежде всего он сам, его образ жизни, чуждый любых проявлений каботинства, отмеченный чувством собственного достоинства и одновременно уважения к достоинству другого, исключающий даже сам намёк на амикошонство.
К сожалению, я лишён сейчас возможности анализировать актёрские создания Филиппова. Скажу лишь, что он был одинаково интересен и в самоуверенном бармене Роберте в «Смотрите, кто пришёл!» – этом типичном представителе только нарождавшегося класса «новых русских», – и в гоняющемся всерьёз за медиумом профессоре Кругосветлове в «Плодах просвещения». А чего стоит деловая хватка его Кочкарёва в гоголевской «Женитьбе» или неуёмная стихия Дмитрия Карамазова!
После смерти Анатолия Эфроса Андрей Гончаров совершил беспримерный и благородный поступок. Он предложил восстановить на сцене Театра имени Вл. Маяковского спектакль Эфроса «Наполеон I», хотя Анатолий Васильевич никогда не работал в этом театре. Заглавная роль на этот раз была поручена Михаилу Филиппову (прежде Наполеона I играл Михаил Ульянов). Естественно, в таком решении таился определённый риск: неизбежны были сравнения. Многим затея Гончарова показалась рискованной. Но успех превзошёл все ожидания, спектакль получил второе дыхание. Филиппов не дублировал Ульянова, а предложил самостоятельное решение, исходившее от его собственных данных. Ульянов играл Наполеона I, который был старше Жозефины, – отсюда возникали некоторые нюансы. Филиппов, напротив, исходил из того, что его герой был моложе своей возлюбленной. Это обстоятельство придавало дополнительную пикантность их и без того сложным отношениям.
Если бы меня попросили в одной фразе определить творческий метод актёра, я бы вряд ли смог это сделать. У Филиппова всегда имеется второй план, какая-то загадка, играет ли он доброго, хорошего человека или полное ничтожество – всё равно. В этой связи особый интерес представляют глаза актёра: они необыкновенно выразительны. Но и взгляду Филиппова доверять бывает опасно. Его поведение на сцене напоминает поведение айсберга в океане. Мы видим лишь 1/10 часть глыбы, всё остальное таится под водой и в любую минуту грозит обернуться бедой. Филиппов, безусловно, принадлежит к тем немногим актёрам, которых интересно не только слушать, когда они говорят. Не менее интересно наблюдать за ними, когда они молчат, что вообще-то во много раз сложнее.
Однако я с самого начала предупреждал, что не намерен писать творческий портрет актёра на фоне его юбилея. Мне захотелось поведать быль, имевшую место 30 октября 2006 года. В тот вечер в Театре имени Вл. Маяковского вспоминали Наташу Гундареву, приурочив к этому событию выход в свет в издательстве «Время» книги «Наталья Гундарева глазами друзей».
Всё шло по заранее продуманному плану, в конце которого предполагалось короткое выступление её мужа Михаила Филиппова. И хотя я был в числе организаторов, мне и в голову не пришло, что Михаил Иванович вместо привычных слов благодарности выйдет на сцену и прочтёт свою поэму, сонет, оду – я и сегодня затрудняюсь определить жанр его сочинения, посвящённого любимой женщине. Выступление Филиппова стало неожиданной, но подлинной эмоциональной доминантой вечера. Как и весь зал, я оказался под огромным впечатлением от него, о чём тут же сказал Михаилу Ивановичу. И посоветовал опубликовать стихи. Со свойственной Филиппову деликатностью он поблагодарил за всё, пообещал подумать, но предупредил, что это был лишь фрагмент, набросок, эскиз, написанный вовсе не для публикации, скорее для себя, как единственная возможность продлить несправедливо прерванный диалог с Наташей…
– Однако, если что-то получится, я сразу же дам знать, можете не сомневаться.
Вчера, 28 августа, у Наташи был день рождения. Сегодня ей пошёл бы 60-й год. 20 лет Наталью Георгиевну и Михаила Ивановича связывала большая любовь. Когда работа над рукописью подошла к концу, Филиппов неожиданно обнаружил акварели, сделанные Наташей в разные годы, тоже для себя, когда она ещё мечтала стать художником. И тогда мы решили опубликовать их вместе со стихами – так родилась эта чудо-книга, изданная столичным издательством «АСТ-ПРЕСС КНИГА» к дню рождения Н. Гундаревой и М. Филиппова. Презентация её пройдёт в самом начале сентября в Москве во время традиционной Международной книжной ярмарки.
(Борис ПОЮРОВСКИЙ, "Литературная газета", №33-34 (6134), 29 августа – 4 сентября 2007г.)
|
|
| |