Михаил
Филиппов: «Я - отшельник по натуре...»
(Елена
Рябова, «Саров», 31.05.2007)
Народ
выходил, буквально – выливался, как мне показалось с испугу, из всех возможных
дверей театра. «Опоздала», – вихрем носилось в голове, когда я возможно
приличным аллюром неслась через служебный вход к актерским гримеркам.
Завлит театра укоризненно сообщил, что минуту он мне
прощает, и открыл заветную дверь. Однако за дверью никого не оказалось.
- А
где же у нас Михаил Иванович? – вырвалось у провожатого.
- Я
здесь, – тихонько ответили из-за шкафа. Народный артист России Михаил Филиппов
– человек редкой скромности...
– Михаил Иванович, поправьте меня, если я
ошибаюсь, но только ваша фильмография явно коротка
для вашего таланта.
— Я –
театральный актер. Хотя снимался и в кино, и в телесериалах, в телефильмах, но
считаю себя все же театральным артистом. И дело ведь в том, что до сорока пяти
лет – а мне сейчас без малого шестьдесят – я очень
мало что играл и в театре. Я не вылезал из этого плена ролей третьего плана,
иногда «выбегая» на роли второго плана. Ну, что делать, в то время была очень
мощная труппа в театре, когда ей руководил Андрей Александрович Гончаров.
Поэтому я и играть, можно сказать, начал только с сорока пяти. Тогда мне
Гончаров поручил роль Наполеона в одноименном спектакле, потом в театре
Станиславского я играл чеховского Иванова... А потом меня стали приглашать в
другие театры – в «Театр на Покровке» Сергея
Арцибашева, к примеру.
– А не было ли какого-то образа, не
известного, так сказать, широким массам, который режиссеры связывали бы
неизменно с Филипповым?
—
Нет, не могу сказать, что какой-то образ надо мной довлел или довлеет, потому
что мне это самому, уверяю вас, надоело бы и приелось. Мне интересно что-то
искать. Пока.
– И все же, когда вы с Игорем Костолевским «на двоих» сыграли в спектакле «Загадочные
вариации», Интернет переполнился репликами такого типа: Костолевский
и Филиппов поменялись своими обычными амплуа. Вы играли ловеласа и донжуана,
Игорь Матвеевич – робкого и задавленного жизнью человека... Вы как-то влияли на
такое распределение ролей?
—
Нет, роли распределила режиссер Елена Невежина, и для нас с Игорем наслаждение
было работать – так тонко и изящно решила она этот спектакль. Правда, поначалу
мы так взаимно робели друг друга. Елена робела нас – мы ведь много старше ее,
пришла такая девочка, а тут два взрослых дядьки... А мы немножко робели ее,
потому что посмотрели ее спектакли, и потом она была ученица не кого-нибудь, а
самого Петра Фоменко, которого мы все обожаем, которому мы все преданы. Но
потом мы как-то друг друга полюбили. Вообще, воспоминания об этом спектакле у
меня остались и замечательные, и светлые, и грустные. Грустные,
потому что этот спектакль все-таки мог бы еще идти, но по не зависящим от нас
обстоятельствам был снят с репертуара. Это был дорогой для нас с Игорем спектакль.
– По крайнем мере, ваши
кинороли очень разноплановые. Взять хотя бы
ростовщика Морденко в «Петербургских тайнах» (за эту
роль Михаил Филиппов в 1997 году на кинофестивале «Созвездие» получил Приз за
лучшую мужскую роль второго плана) и алкоголика Васю в «Небесах обетованных». У
вас есть какие-то приемы вхождения в роль?
—
Конечно, здесь хорошо, эффектно было бы сказать, что я на два месяца ушел в
запой, в загул, пропил полквартиры... Да нет, как-то ничего особенного такого я
не делаю. Просто я так понимаю профессию – надо играть...
– Современным актерам в современных
сериалах, по моему мнению, сейчас совсем не удается воспроизвести атмосферу
позапрошлого столетия. А «Петербургские тайны» были настолько убедительны...
— Да
ведь в основе этого – у меня даже язык не поворачивается назвать его
телесериалом, мы между собой называли его телероманом – телеромана изумительное
произведение. Дивный автор... Так что это решало пятьдесят, шестьдесят, а то и
семьдесят процентов успеха у зрителей. И потом – там такая хорошая компания
актеров собралась. Да и наслаждение говорить-то такой текст в отличие от
нынешнего, современного (все-таки филфак в жизни Филиппова случился явно не
случайно – авт.) Хороший драматургический материал да под руководством замечательных
режиссеров, которые настолько умеют направить актера...
– А есть роль, которую вы никогда бы не
согласились играть?
— Вы
знаете, а я очень много сейчас отказываюсь от сериалов, где мне предлагают и
большие, крупные роли. Отказываюсь в силу того, что эти сериалы в большинстве
своем про нашу действительность, которая, прости меня Господи, я не про жизнь
говорю, а именно про действительность – в некоторых ее проявлениях просто
неинтересна. Мне неинтересна жизнь банкиров, мафиози, продажных чиновников,
непродажных чиновников... Мне неинтересен язык, которым написаны эти сценарии.
Так что да – есть роли, которые я бы не согласился играть...
– Михаил Иванович, как вы думаете, лет
через сорок современный кинематограф соберет «запас» фильмов, которые захочется
пересматривать?
— А
меня не интересует то, что будет после меня. Пока я живу, есть фильмы, которые
я с наслаждением могу смотреть. И пересматривать. А все остальное – ну, я же не
могу на это повлиять. Какие процессы будут происходить, что будут снимать – не
знаю, да и не очень этим интересуюсь. Я такой отшельник по натуре, живу очень
уединенно, в каком-то своем мире...
А на следующий день я пошла на спектакль,
признаюсь, с некоторым беспокойством, потому как, согласно выложенным в сети
аннотациям, полтора часа в одной декорации – обтянутой белым сцене – три
человека должны были спорить о том, стоит ли покупать за 40 тысяч долларов абсолютно белую картину с белыми полосками.
Михаил Филиппов же рассказал по поводу
сложности спектакля «АРТ» такую вот притчу:
- Сложный для
восприятия? Уверяю вас – нет. Мы много ездили с этим спектаклем, были с ним в
разных местах. И я до сих пор не устаю рассказывать реакцию одной буфетчицы из
гостиницы, в которой мы жили. Она при нас пересказывала своей сестре содержание
спектакля. Вот вроде бы речь идет о концептуальном искусстве, а она говорила
так: «Вот, Нюсь, я тебе сейчас расскажу! Это все про нас. Вот представь себе –
Сережа, Маркуша и Ваня...» Что-то она увидела там
свое...
Но даже несмотря
на это, я шла больше посмотреть на лица – ради такого актерского состава можно
и поскучать. Какой это был спектакль – простой или сложный, не знаю, но когда
актеры пошли на поклон, я жутко удивилась – как, уже все? Или, может, все-таки
случилось чудо, и это крохотный антракт в безантрактном
действии? Но на часах все было строго, как обещали: 19.30...