Стенограмма
программы "Ночной полет"
Эфир от 04.09.02 -
00.25
В
студии: Михаил
ФИЛИППОВ и Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ, Народные артисты РФ, актеры театра
им. Маяковского
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
А. МАКСИМОВ: Хочу
начать разговор с премьеры, которой открывается сезон театра. Это спектакль
"Женитьба". В этом спектакле практически все звездные артисты театра.
Несмотря на то, что это Гоголь, в высоком смысле это как "капустник".
Это этого удается добиться, добиться такой легкости? Как этого добивался
Арцыбашев или он этого не добивался?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Вообще
очень трудно об этом говорить, потому что мы как бы старожилы этого спектакля.
Мы этот спектакль начали репетировать и играть много раньше, в театре на Покровке.
Я не могу сказать, что это перенос. Сергей Николаевич поставил совершенно
другой спектакль. Поскольку это другая сцена, другое пространство, наверное,
другое оформление и существование актеров другое. Поэтому мне трудно оценивать
этот спектакль. Я только знаю одно, что все партнеры, которые вокруг меня -
потрясающие и замечательные артисты этого театра - мне с ними приятно выходить
и играть. И то, что Арцыбашев сделал в кратчайший срок, буквально за два
месяца, тем самым оживил жизнь театра, театр стал существовать в другом ритме,
что давно по понятным причинам отсутствовало, и вдруг это проявилось, и это
очень радует.
Звонок: Я
помню передачу "Ильф и Петров", где был прекрасен ваш дуэт.
"Женитьба" - это большой коллективный спектакль. А будет ли что-нибудь
более камерное, типа "Арта" - дуэта Филиппова и Костолевского?
М. ФИЛИППОВ: Спасибо за память, что Вы помните эту
прекрасную передачу. Что касается дальнейшей совместной работы, нужно с Игорем
еще понять, не надоели ли мы друг другу за пять лет:
А. МАКСИМОВ:
Давайте сейчас выясним: надоели вы друг другу?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Да нет.
Пока не разругались, вместе сидим.
М. ФИЛИППОВ: Да. Во многом зависит от того же Сергея
Николаевича Арцыбашева.
А. МАКСИМОВ: Я
знаю, что есть некое предварительное распределение "Братьев
Карамазовых". Вы должны в нем участвовать?
М. ФИЛИППОВ: Окончательного распределения нет, но по
идее - да.
А. МАКСИМОВ: А
кого, уже известно?
М. ФИЛИППОВ: Известно, да, не будем мяться. Игорю
предложена роль Ивана, а мне роль Дмитрия. Нам странновато, страшновато, потому
что уже старенькие для этих ролей. Но Арцыбашев говорит об условности
театральной.
А. МАКСИМОВ:
Как вы расцениваете сегодняшнее положение театра им. Маяковского?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: То
положение, в котором находится сейчас театр, он у меня вызывает оптимизм.
Потому что последние пять лет, конечно, это была картина достаточно грустная. И
по понятным причинам Андрей Александрович, наш главный режиссер, мой учитель,
педагог серьезно болел, и этот театр он всегда тащил. Он всегда был театром
Гончарова. И все подчинялось ему, и ритм постановок подчинялся ему. И сейчас,
мне кажется, происходит некоторое возрождение театра. И сейчас, повторюсь,
Арцыбашев как-то поднимает театр, какие-то планы, он хочет задействовать
молодежь в постановках. Это говорит о многом.
М. ФИЛИППОВ: Я разделяю надежды Игоря на возрождение
театра. И во многом эта постановка "Женитьба", ее можно назвать даже
символичной. Дело не в том, что произошло чудо, хотя чудо произошло. В театре
Маяковского стали забывать, что такое работать быстро. В такие короткие сроки
такие серьезные произведения в театре не выпускались. Но ему удалось объединить
всех нас, занятых в разных антрепризах, многие играют на других сценических
площадках, у многих были сверстаны планы. Но все равно он собрал всех, и люди с
удовольствием пошли на это. Многие из нас ведь не видели друг друга годами на
сцене в качестве партнеров. Я десять лет не выпускал премьеру в своем театре до
"Женитьбы", Игорь поменьше. Кто-то столько же, кто-то, может быть,
больше. Это как раз получилось, когда Андрей Александрович, царство ему
небесное, он стал болеть, дряхлеть. А мы привыкли работать много. И когда
Андрей Александрович будет в силе, он мог, засучив рукава, выпускать
одновременно два-три спектакля. При этом еще поглядывать, что у него делается
на филиале, и отобрать у какого-то режиссера еще и четвертый спектакль. Но
потом он стал дряхлеть, и стало происходить то, что происходило.
А. МАКСИМОВ:
Сейчас пришел Арцыбашев. Но когда десять лет не было премьеры, у Вас - чуть
меньше, что дает силы? Почему не уходят из театра?
М. ФИЛИППОВ: Что мне давало силы? Во-первых, лень. Я
очень ленивый человек. И мне совершать какие-то решительные поступки очень
тяжело - это раз. А во-вторых, чего уж тут кокетничать. У меня была в этом
определенная и хитрость, и расчет. У меня была работа, слава богу, при этом на
стороне. У того же Арцыбашева, "Арт", театр Станиславского. Если бы
не было этих работ, я не знаю, как бы я провел эти десять лет.
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: А что касается
меня, то я в какой-то момент понял, что сидеть и ждать бессмысленно и глупо -
прождать всю жизнь и ничего не сыграть. У меня когда-то был спектакль
"Смотрите, кто пришел?", в котором я сыграл. После этого лет
семь-восемь ничего не играл. И тогда мне повезло, что у меня было предложение
из-за границы, швейцарский режиссер Франсуа Роше предложил мне в Норвегии с
американскими, норвежскими артистами репетировать "Орестею" на
английском языке, на французском, играть - на норвежском.
А. МАКСИМОВ:
Вы играли на норвежском языке?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Да. Но
больше - на французском. Я выучил, и я это делал. И это действительно мне очень
многое дало, это другой опыт и так далее.
Звонок: Я
узнал, что Вы начинали репетировать "Короля Лира" с режиссером
Хейфецем. Как обстоят дела с этой работой?
М. ФИЛИППОВ: Мне трудно ответить на этот вопрос, потому
что работа над "Королем Лиром" началась в такое несчастливое для
театра время, и оказалось, что театр просто не готов осилить в дисциплинарном
соображении. Все уже были задействованы в других антрепризах, разбегаясь на
другие спектакли, и репетиции сошли на нет, и Хейфец Леонид Ефимович закрыл эту
постановку.
А. МАКСИМОВ:
Закрыли только потому, что, скажем, не удалось собрать Ваших дочерей?
М. ФИЛИППОВ: Нет, дочки оказались послушными, их
удавалось собрать. Не удавалось собрать остальных людей.
А. МАКСИМОВ:
Но это же актерская драма?
М. ФИЛИППОВ: Не будем называть это драмой, но не
просто это. Сергей Николаевич мне задавал этот вопрос.
А. МАКСИМОВ: Я
хотел бы вас попросить рассказать какую-нибудь историю, в которой Александр
Андреевич Гончаров был наиболее ярок?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Мне как
ученику труднее говорить об этом. Это огромный кусок моей жизни. И в этой жизни
было много разного: было хорошее, было не очень хорошее. Но это не имеет
никакого значения, потому что бывали моменты в моей жизни, какое-то состояние,
когда я вел с ним внутренний диалог. И вел его непрерывно. Я что-то ему
доказывал, я его в чем-то убеждал, я был с ним не согласен. Это был человек,
который заставил меня своими поступками - творческими, человеческими - он
заставил меня действовать. Он заставил меня не сидеть, сложа руки, заставил
меня очень многое пересмотреть, заставил меня думать, думать о профессии. Я,
наверное, благодаря ему, очень многое узнал о жизни и об этой профессии.
Правильно сказал на его поминках Петр Наумович Фоменко: "Он и учитель, и
спаситель". Это был редкий человек.
М. ФИЛИППОВ: Я расскажу забавную историю. На мой
взгляд, она очень характерна для Гончарова. Характерна для его ощущения,
понимания театра, как должно происходить все в театре. На летних гастролях
выпускался и репетировался спектакль "Родственники". Загулял один
актер, его решили заменить. И Гончаров потребовал, чтобы вызвали меня. Дело
летом, хочется со всеми ездить на пляжи. Я пришел на репетицию, сел в зале. Мне
надо было сначала посмотреть рисунок и так далее. А я, надо Вам сказать, я
такой флегма, и я внешне редко проявляюсь. Я отсидел первую половину репетиции.
Гончаров все время смотрел только на меня. Он заводился, он кричал на актеров,
требовал, что нужно сделать так. И все время поглядывал на меня. Потом он
объявил перерыв, сказал "Гуляйте". И потом, проходя мимо меня, мне
шепнул: "Скучно смотрите". Больше меня на репетиции не вызывали. Я не
его был в этой постановке, ему нужно было, чтобы рядом с ним клокотали люди,
были соучастниками.
Звонок: Какая
роль у Игоря Матвеевича является наиболее любимой? Правда ли, что снимается
продолжение телесериала "Самозванцы"? Если да, то действительно ли вы
оба задействованы в съемках телесериала?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Насчет
продолжения, пока мало, что известно. Потому что все продолжение упирается в
то, что напишут авторы, когда они напишут, мы почитаем, что это такое. И если
это действительно будет интересно, это будет продолжаться.
А. МАКСИМОВ: Я
знаю, что режиссер Худяков только что снял фильм, где в главных ролях играете
Вы и Вера Глаголева. Что это за фильм?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Фильм
называется "Сердцебиение" по сценарию Ганы Слуцкой. По жанру - это такая
мелодрама. Играю я там врача-хирурга. Поскольку моя мечта всегда была быть
врачом, я эту свою мечту осуществил. Насколько мне это удалось, это уже вопрос
другой. Ставил это Константин Худяков, прекрасный оператор - Михаил Суслов.
А. МАКСИМОВ: А
когда мы увидим?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Я не знаю,
когда. Может быть, к Новому году. Партнерами моими, как Вы сказали, Вера
Глаголева, а также - Таня Лютаева, Игорь Кваша.
А. МАКСИМОВ:
Сейчас у Вас есть работы, связанные с сериалами или с кино?
М. ФИЛИППОВ: Нет. Есть несколько предложений. Я еще не
все даже сценарии прочитал. И ничего определенного.
А. МАКСИМОВ: А
правильно я понимаю, что Вы живете по такой системе: как будет, так и будет?
М. ФИЛИППОВ: Не совсем. Хорошо бы было хорошо. Я
довольно поздно пригодился в театре, я довольно поздно стал играть большие
роли. И я настолько дорожу этим. А когда я стал играть, то долгое время не смог
поверить в то, что это происходит со мной. И в силу этого я привык не слишком
искушать судьбу, особенно ничего не загадывая и ни о чем особенно не мечтая.
Звонок:
Завидуете ли вы иногда актерам других театров?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Нет.
Зависти у меня такой нет. А может это и есть зависть. Иногда я смотрю и думаю,
жалко, но вот это можно было как-то вот так сделать. Но это не зависть, нет.
Скорее, у меня иногда появляется ревность. Но это не основное мое качество.
А. МАКСИМОВ: А
основное - какое?
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Не
ревность.
А. МАКСИМОВ: А
Вы завидуете актерам других театров?
М. ФИЛИППОВ: Да нет. В это позднее время, надеюсь,
зрители мне поверят, потому что нет сил врать, слишком поздно для этого. Нет,
не завидую. Я всегда радуюсь. Господь наградил меня одним даром, я очень люблю
талантливых людей, люблю талантливые проявления. Я сталкиваюсь с талантливой
режиссурой, с талантливой актерской игрой, я радуюсь. И больше того, я
заражаюсь от этого. Мне самому хочется идти и что-то такое сделать.
А. МАКСИМОВ:
Когда была такая тяжелая ситуация в театре, было понятно, что Вы не
востребованы в своем театре, Вы не завидовали тем, у кого получалось?
М. ФИЛИППОВ: Наверное, и завидовал. Прости господи,
злобствовал. Проявлялись все возможные человеческие слабости и пороки.
А. МАКСИМОВ: Я
хочу, чтобы вы очень коротко пожелали что-нибудь самое главное театру
Маяковского.
И.
КОСТОЛЕВСКИЙ: Я хочу пожелать
моим коллегам, театру настоящей радости. Пребывать на сцене, получать
удовольствие.
М. ФИЛИППОВ: Мне тоже хочется пожелать этого и работы,
прежде всего. Для актеров, для режиссеров все определяет работа. Мне кажется,
что Сергей Арцыбашев и театр Маяковского пришлись друг другу по сердцу, а
значит, все есть для жизни.