Гротеск и лирика от москвичей
("Деловая столица", #44(234) 2005-10-31)
В помещении Театра русской драмы им. Леси Украинки
с 1 по 3 ноября пройдут гастроли Театра им. Маяковского. Коллектив представит
два спектакля: «Круг» по пьесе Сомерсета Моэма и
«Женитьбу» Н. В. Гоголя.
«Женитьба» пройдет на сцене Русской драмы 1 и 2 ноября. Хотя автор
постановки и нынешний руководитель театра Сергей Арцибашев
неукоснительно придерживается классического сюжета, степени гротескности
образов в постановке театра мог бы поразиться сам Гоголь. Между тем, какими бы
ни были карикатурными Агафья Тихоновна (Евгения Симонова), Кочкарев
(Михаил Филиппов), сваха в исполнении Светланы Немоляевой,
все они меркнут в сравнении с женихами, которых играют Игорь Охлупин (Яичница), Александр Лазарев (Анучкин)
и Рамзес Джабраилов (Жевакин). Каждый из них
устраивает настоящее буйство: они носятся по сцене, рычат, неожиданно пускаются
вприсядку. Паузы между интермедиями заполняются песнями и плясками
многочисленной челяди. Слуги то заунывно затягивают «Разлука ты, разлука», то
вдруг выкидывают замысловатые коленца. В таком гротескно-балаганном стиле проходит
практически весь спектакль. Единственный лирический момент «Женитьбы» —
финальный монолог Подколесина, роль которого
исполняет Игорь Костолевский. Однако на фоне всеобщего разгульного веселья он
со своей щемящей тоской оказался как-то не к месту. Не вписываются в канву
спектакля и изумительные по красоте декорации Олега Шейнциса
— он превратил сцену в зимний сад со множеством
зеркал. Из этого зазеркалья являются Агафье Тихоновне образы женихов, оттуда же
назойливо-бесноватый Кочкарев уговаривает ее выйти
замуж, и именно в зеркало, а не в окошко, сигает в
финале Подколесин.
В итоге спектакль оставляет довольно неоднозначное впечатление, и
смотреть его стоит лишь тем, кто не читал гоголевского произведения, поскольку
«Женитьба» Арцибашева, несмотря на блестящий
актерский состав, явно проигрывает оригиналу.
Совершенно противоположная концепция в спектакле «Круг» по
одноименному произведению Сомерсета Моэма. Из, в общем-то, простой салонной
пьесы о проблемах поколений режиссеру постановки Татьяне Ахрмаковой
удалось сделать очень тонкий и трогательный спектакль, сдобренный прекрасным
английским юмором. В центре событий пьесы — леди Китти,
когда-то сбежавшая от мужа в погоне за большой и чистой любовью, но
впоследствии горько разочаровавшаяся в столь опрометчивом поступке. Прошло
много лет, Китти снова вышла замуж, вырастила сына, и
вот теперь такая же дилемма стоит перед ее невесткой: стоит ли предпочесть
адюльтер не очень счастливому, но зато стабильному браку. Особую прелесть
спектаклю придает живая музыка, которая звучит на протяжении всего действа.
Екатерина Васильева
("ДЕЛО"
№ 12 от 03 Ноября 2005г.)
«Женитьба» является постановкой режиссера Сергея Арцибашева, который возглавляет Театр Маяковского после
смерти Андрея Гончарова - с 2002 года. До этого Арцибашев
10 лет руководил камерным театром на Покровке.
«Женитьба» была принята актерами с воодушевлением и сделана очень быстро –
всего за три месяца, так как спектакль уже несколько лет играли в театре на Покровке (с Игорем Костолевским и
Михаилом Филипповым в главных ролях).
Вечно актуальная классика
«ДЕЛУ» удалось поговорить с Сергеем Арцибашевым
и узнать некоторые подробности о самой постановке и о жизни Театра Маяковского.
По словам режиссера, первой его задачей на новой должности было объединить
театр, который в связи с болезнью Андрея Гончарова «расползался» буквально на
части. Артисты - всего в труппе театра около 100 человек - были мало заняты. «В
первую очередь, я поставил на русскую классику. В итоге были созданы спектакли
«Мертвые души» и «Женитьба» по Гоголю, «Братья Карамазовы» по Достоевскому. В
планах у нас Чехов, Островский», – рассказывает Сергей Арцибашев.
Режиссером была создана лирико-комедийная концепция театра. Были поставлены
такие спектакли, как «Банкет» Саймона, «Развод
по-женски» Клер Бут Люса (в постановке было
задействовано сразу 20 актрис), «Любовь глазами сыщика» Питера Шеффера. «Самое
главное, чтобы театр и актеры были живыми. Это главный принцип русского
психологического театра», – говорит Арцибашев своим
низким голосом с приятной хрипотцой.
Кровью и нервами
Для того чтобы актер раскрылся и осознал суть своей роли,
некоторые режиссеры дают время. Возможно, это правильно, но процесс весьма
длительный. Сергей Арцибашев действует иначе: «Я не
жду. Сразу даю схему, которую актер должен наполнить своей кровью, своими
нервами. Дальше у кого как получается. Стараюсь добиться того, чтобы эта схема
стала органичной и совершенной». На вопрос, сложно ли работать с такими
«звездами», как Костолевский, Немоляева, Лазарев,
режиссер ответил: «У нас нет проблем, потому что я предлагаю нестандартные ходы
и решения. Часто это получается под таким углом, под которым они себе это даже
не представляли. Поэтому им интересно играть».
Труппа не останавливается на русской классике. Тут берутся и за
современных авторов. По словам Сергея Арцибашева,
сейчас на малой сцене Театра Маяковского режиссер Андрей Максимов ставит
спектакль в жанре лирической комедии «Лист ожидания» по пьесе украинского
автора из Одессы Александра Морданя.
Костолевский на экскурс не
поехал
Для того чтобы актеры получили возможность увидеть Киев, для них
была организована небольшая экскурсия на автобусе по старой части города. Актер
Игорь Костолевский не смог поехать вместе со всеми, поскольку был простужен и
собирался срочно проконсультироваться с врачом. Ведь вечером «Женитьба», и на
спектакле у актера никто не спрашивает, здоров он или болен.
Удивительная пара
Актерам Театра Маяковского рассказывали об истории древнего Киева
и показывали главные достопримечательности «матери городов русских»: Петровский
домик, Владимирскую горку, Аскольдову могилу, Майдан Незалежности. Москвичи побывали на Михайловской площади и в
самом соборе. На Андреевском спуске были всего15 минут, но актеры успели
полюбоваться великолепием Андреевской церкви, которая, к сожалению, была
закрыта. Заодно увидели знаменитый памятник Голохвастого
и Прони Прокоповны.
Некоторые актеры успели купить украинские национальные сувениры. Киево-Печерскую Лавру посетили с огромным удовольствием.
Почти все актрисы покрыли головы платками и чинно любовались ее великолепием.
Актерская
семейная пара – Светлана Немоляева и Александр
Лазарев - почти не отходили друг от друга. Их трепетное отношение друг к другу,
казалось, вдохновляло присутствующих. В Лавре Светлана долго советовалась с
мужем, какую же все-таки купить икону на память. Остановилась на иконе «40
Святых». Покупке была очень рада. «Дай Бог нам сюда вернуться вскоре», – тихо,
почти шепотом, сказала актриса перед выходом из святого места.
Татиана КОМАРОВА
Театр
им. Маяковского займется разгадкой мужской души
("КОММЕРСАНТ-УКРАИНА", №80 (81) от 07.11.05)
Сегодня комедией "Женитьба" откроет трехдневные гастроли
в Киеве Московский театр им. Владимира Маяковского. Помимо
"Женитьбы", которую киевляне смогут посмотреть во вторник и в среду,
звездная труппа привезла на Украину спектакль по мотивам комедии Сомерсета Моэма "Круг" (на сцене Театра им.
Леси Украинки, где проходят гастроли москвичей, он будет
показан 3 ноября).
Гоголевская "Женитьба" (премьера спектакля состоялась
осенью 2002 года) – первый режиссерский опыт хорошо знакомого театралам и
поклонникам кино Сергея Арцыбашева в качестве руководителя "Маяковки". Для самого режиссера версия спектакля,
которая будет показана в Киеве, – уже вторая попытка интерпретации гоголевской
комедии: прежде чем возглавить легендарную труппу, Сергей Арцыбашев покорил
театральную Москву постановкой "Женитьбы" в Театре на Покровке. Впрочем, по уверениям самого режиссера, водевиль,
разыгранный с актерами "Маяковки",– не
римейк спектакля 1996 года, а самостоятельная постановка. Особенностями
"большой сцены" продиктовано прежде всего
самое ощутимое новшество в трактовке знаменитой пьесы: в параде престарелых
женихов у Сергея Арцыбашева особую роль играет пародийный деревенский хор, в повизгиваниях которого зрители должны отыскать разгадку не
только таинственной русской души, но и трусливой мужской натуры.
О перипетиях семейных отношений и из века в век повторяющейся
бессмыслице брачных уз рассказывает и комедия английского драматурга, известного
главным образом благодаря своим романам "Театр" и "Луна и
грош". "Круг" – одна из старейших и самых кассовых постановок в
репертуаре театра (спектакль был поставлен в 1988 году режиссером Татьяной Ахрамковой). Сюжет комедии строится на попытках двух женщин
найти новое решение для "комплекса Анны Карениной" – не потерять
любовника и сохранить видимость дружеских отношений с мужем. Особое очарование
этому спектаклю придает музыка: соло на саксофоне, исполненное в
кульминационной сцене, переводит обычную бытовую комедию в лирический рассказ о
тщете усилий вырваться из жизненного водоворота.
Главные роли в обоих спектаклях исполнят давние любимцы публики –
ведущие актеры театра Евгения Симонова, Светлана Немоляева,
Александр Лазарев, Михаил Филиппов, Эммануил Виторган, Игорь Костолевский.
Елена Ъ-Рыбакова
Приятный Гоголь в
эффектном антре
("События и развлечения Одессы",04.11.05)
Для первой своей встречи с московским
театром им. Маяковского его новый главный режиссер Сергей Арцибашев
рисковать не стал и взял пьесу Гоголя "Женитьба", которая уже
несколько лет с большим успехом шла в руководимом им театре на Покровке. Да и некоторые актеры уже пьесу знали: Игорь
Костолевский и Михаил Филиппов играли на Покровке ровно
те же роли, что и в Маяковке - соответственно Подколесина и Кочкарева.
Остальной состав актеров, занятых в гоголевской постановке, не менее знаменит и
узнаваем.
Вспоминая традиции старинного театра, Арцибашев превращает каждое появление героев пьесы в
эффектное антре. Анучкин (Александр Лазарев) и Живакин (Рамзес Джабраилов)
образуют классическую фарсовую пару: долговязый детина
под покровительством трогательного коротышки. Комически величественный Яичница
(Иван Охлупин) и суетливая Фекла
Ивановна (Светлана Немоляева) гармонично дополняют
этот парад-алле гоголевских масок. Вкусно сыгранные роли напоминают о лучших
временах русского театра, как они описаны в учебниках истории, о традициях Живокини, Садовского и Щепкина, о театре - сатирике и
адвокате, об оправдании маленького человека и обо всем том, о чем с таким
упоением любят рассказывать учителя литературы.
Арцибашев с удовольствием и вкусом стилизует
пространство воссоздаваемого старинного театра, устраивая фронтальные
мизансцены, "картинно" рассаживая женихов. Дополняют эту игру в
простодушный театр прошлых эпох лубочные романсы и народные песни в исполнении
главных персонажей и хора "девок и парубков"
в народных костюмах.
Агафью Тихоновну – невесту – играет
Евгения Симонова. Свои беспокойства и гротескные сомнения она скрывает
деловито-командирскими покрикиваниями, точно она вовсе не купеческая, а
майорская дочь. Впрочем, даже покрикивая и нежданно затихая, она исполнена
жалости к себе и неудачливым своим женихам. Таким же жалостливым к миру живет в
спектакле и Живакин в исполнении блестящего
лирического комика Рамзеса Джабраилова. Как всегда барственный, лениво-грациозный и капризно-обаятельный
Костолевский - Подколесин тоже вызывает массу
положительных эмоций. Легким диссонансом в этом умильно-лубочно-жанрово-приятном
Гоголе является бестия Кочкарев - Михаил Филиппов -
деловитый и темпераментный, одержимый внезапным зудом поскорее оженить своего
товарища.
Все играют резко, с жирным нажимом. Михаил
Филиппов (Кочкарев) всхлипывает, говоря о "экзекуторчатах", которыми может одарить человечество
его друг Подколесин: после второго всхлипа у него
начинает дрожать щека. Светлана Немоляева старательно
комикует, изображая старомосковскую сваху Феклу
Ивановну, рассыпаясь дамскими ужимками и акающим говорком; Игорь Костолевский (Подколесин), вял и задумчив, его мечтательный герой все
время пытается застыть в античной позе…
Арцибашев не жесткий режиссер, маститые актеры
любят его за то, что он дает им возможность поиграть, показать себя публике, за
то, что спектакли он ставит на них. Здесь режиссер продемонстрировал залу весь
сонм "маяковских" звезд. У каждого из них
есть своя манера, и артисты едут на ней, не жалея шпор – с цыганским куражом да
веселием.
Правда, московская театральная критика
развенчала сей букет в обертке Гоголя, припомнив публике, как некогда другой
режиссер, Анатолий Эфрос "ошинелил"
"Женитьбу", то есть устроил все так, что в лице гоголевских
персонажей становилось мучительно жалко весь мир и самого себя. Но кто ж по
нынешним временам будет Гоголя читать да в театр на драму рваться? Не в чести
уже это. Вместо этого Арцибашев устроил на сцене
театра им. Маяковского достойную, качественную, в меру развлекательную, в меру
серьезную игру в старый добрый театр.
Остается лишь понять, что
"Женитьба", она и у Гоголя, и у Арцибашева
об одном - о страхе перемен. Что есть, того не хватает, а пошатнуть устоявшееся
здание жизни боязно. Ну, как совсем развалится? Между слабовольным Подколесиным и
Агафьей Тихоновной проскочила-таки искра, но поджечь сырой материал не смогла,
вспыхнула и погасла. Подколесин не жениться робеет, а
влюбиться, распахнуть душу для существа постороннего, непонятного, доверить
свое сердечное спокойствие чужим рукам. И в этом смысле гоголевский сюжет
останется свежим навсегда, независимо от того, кто будет приходить в зрительный
зал и под прожекторы рампы.
В Одессе театр им. Маяковского покажет
свой звездный спектакль 4 ноября на сцене Музкомедии
в 19.00.