Присылайте свои отзывы, впечатления, рецензии о постановках с участием Михаила Ивановича. Возможно, они будут опубликованы на этой страничке.
О спектакле "Директор театра"
"Директор театра"
Классическое отравление в 2-х частях
По произведениям В.А.Моцарта, А.С.Пушкина, А.Сальери
Премьера в Москве – 19 декабря 2009 г. на сцене театра Киноактёра
Режиссер – Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-Опера»
Художник – Максим Обрезков
Хореограф – Эдвальд Смирнов
Продюсер – Леонид Роберман
В ролях: Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Михаил Янушкевич, солистки театра «Геликон-Опера» Марина Карпеченко и Инна Звеняцкая, а также камерный ансамбль «Petit Opera» под руководством Ирины Плотниковой
Спектакль идет 1 час 20 минут без антракта
Отравил ли Сальери Моцарта? Кто гений, а кто злодей? И могло ли все обернуться иначе? В своей новой постановке мэтр авангардной оперной сцены Дмитрий Бертман выходит далеко за рамки «маленькой трагедии» Пушкина. Бессмертная музыка композиторов-соперников, живой звук струнного оркестра, арии в исполнении оперных примадонн, классическая драматургия и филигранная актерская игра – все это понадобилось режиссеру, чтобы создать неожиданную и парадоксальную музыкально-драматическую интерпретацию всемирно известной истории и попробовать ответить на вопросы, стоящие перед человечеством уже не одно столетие.
Дмитрий Бертман в 1990 году создал театр «Геликон-Опера», с которым на протяжении девятнадцати лет активно гастролирует за рубежом, принимает участие в престижных театральных фестивалях, ставит спектакли на ведущих оперных площадках мира. Его постановки часто называют смелыми, провокационными, эпатажными, яркими, хулиганскими, что в целом определяет особую – «геликоновскую» - эстетику. И потому интересно наблюдать, как эта «геликоновская» оперная эстетика переносится в антрепризный драматический театр.
Дмитрий Бертман имеет звание народного артиста России, является лауреатом премии имени К.С. Станиславского, трижды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра».
Оперный гуру Дмитрий Бертман о своем драматическом опыте в театре — мюзикле по пушкинскому «Моцарту и Сальери»
Известный оперный провокатор, худрук «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман решил поработать вместе с драматическими артистами Игорем Костолевским, Михаилом Янушкевичем и Михаилом Филипповым. Он поставил «Директора театра» — спектакль по пушкинскому «Моцарту и Сальери», где будет звучать музыка обоих композиторов.
Это первый ваш опыт в драматическом театре? Нет, что вы. Я и диплом ставил в драме, и потом в театре Калягина выпускал мюзикл My fair lady. «Директор театра» — тоже мюзикл. За основу мы взяли текст Пушкина, но нельзя сказать, что Костолевский играет Моцарта, а Филиппов — Сальери, там все хитрее.
Как, по-вашему, гений и злодейство не совместимы? К сожалению, наше время доказывает обратное — вот на эту тему хотелось поразмышлять. Сумасшедший старик Сальери признавался, что отравил Моцарта, но история говорит другое. Есть замечательная немецкая книга, в которой приводятся факты: Моцарт писал доносы на Сальери — тот ведь был страшно популярен, собирал огромные залы, сама Екатерина Великая писала либретто для одной из его опер. У Моцарта такой популярности не было, Зальцбург в то время — как наш Урюпинск. К тому же Сальери писал по-итальянски и по-французски, а Моцарт по-немецки — немецкий не был языком высшего сословия. Кстати, как вам тот факт, что после смерти Моцарта его вдова отдала своего сына учиться у Сальери?! Да и у Пушкина Сальери, кидая в вино яд, произносит: «Заветный дар любви, переходи сегодня в чашу дружбы...». Чашу должны выпить оба. «Постой, постой ты выпил без меня...», — говорит Сальери.
То есть и у Пушкина все неоднозначно? Ну, конечно! Но наш спектакль не о том, было ли отравление. Он о едином поле, в котором существуют Гений и Злодейство, и как они в конце концов совмещаются...
Правда ли, что вы используете очень давно не звучавшие арии из опер Сальери? Да, это уникальная музыка. Кстати, одну из этих арий в юности услышал Гектор Берлиоз — и решил стать композитором. С помощью двух солисток нашего театра, Марины Карпетченко и Инны Звеняцкой, мы отважимся на хулиганство: соединим в один дуэт партии из опер Сальери и Моцарта, они будут исполняться на разных языках, но в одной тональности.
Как все это будет выглядеть — парики, камзолы? Нет-нет. Моцарт, Сальери и артисты камерного ансамбля Petit Opera будут одеты в усредненную одежду — так, как музыканты приходят на репетиции. На певицах и директоре театра будут стилизованные оперные костюмы. Благодаря художнику Максиму Обрезкову действие будет происходить в двух пространствах одновременно: на сцене и в яме. Музыканты во все времена мечтают выбраться и ямы и попасть на сцену — туда, где успех. Директор театра пытается выпустить спектакль и существует в двух мирах одновременно.
Директора сыграет Михаил Янушкевич? Да, но это и бытовой, и одновременно инфернальный образ. Образ Зависти, которая и есть настоящий директор любого театра.
(Алла Шендерова, «Ваш досуг», N49, 9-20 декабря 2009 года)
Дмитрий Бертман представит свою версию «Моцарта и Сальери»
В основу спектакля легла «маленькая трагедия» Пушкина «Моцарт и Сальери». Как отметил режиссер, пушкинский текст в спектакле существует «один к одному, не пропало ни одного слова». Кроме того, здесь много музыки, в том числе отрывки из оперы Моцарта «Директор театра», которая и дала название постановке. «Впервые многие арии из опер Сальери, ранее нигде и никогда не исполнявшиеся, прозвучат в этом спектакле. Мы перевели их из нотных записей 18 века. Ну и кроме того, все это будет звучать в живом исполнении камерного ансамбля. Ни одного миллиметра фонограммы в спектакле не будет», - добавил режиссер.
Спектакли Бертмана критика называет смелыми, провокационными, эпатажными. Новое его творение будет также неожиданным, парадоксальным и с сюрпризами, которых уже ждет от него зритель. Один из них - это дебют популярных артистов в качестве музыкантов. В спектакле заняты Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Михаил Янушкевич, а также солисты «Геликон-Оперы» Марина Карпеченко и Инна Звеняцкая. При этом Костолевский будет играть на виолончели, а Филиппов - на скрипке. И, как заверил режиссер, играют они совершенно по-взрослому, хотя до этого ни разу не прикасались к этим инструментам. Правда, как сказал Бертман, они большие любители музыки и постоянные зрители «Геликон-Оперы». Кроме того, в спектакле нет четкого распределения - кто-то играет Моцарта, а кто-то Сальери - каждый существует в двух ипостасях.
По словам режиссера, этот спектакль - о театре, о творчестве, о художнике, о попытке ответить на вечный вопрос, отравил ли Сальери Моцарта и совместны ли гений и злодейство.
«Какая глубина, какая смелость и какая стройность! Так оценивает пушкинский Сальери музыку Моцарта, - сказал Бертман. - В этой формуле - секрет успеха, секрет самого искусства. Глубина - это концепция, смелость - это новаторство, а стройность - это школа. И когда эти компоненты существуют в единстве в равных долях в произведении, тогда мы и имеем дело с шедеврами. Только в триединстве их сила. И это касается не только музыки, но и театра, и кинематографа, изобразительного искусства».
Гениальный текст Пушкина, бессмертная музыка композиторов-соперников, живой звук струнного оркестра, арии в исполнении оперных примадонн, филигранная актерская игра - все это понадобилось режиссеру, чтобы создать неожиданную музыкально-драматическую интерпретацию всемирно известной истории и попробовать ответить на вопрос, стоящий перед человечеством уже не одно столетие.
(Наталия Курова, «РИА Новости», 14 декабря 2009 года)
Дмитрий Бертман восстановил историческую справедливость
На сцене Театра киноактера, успевшего прославить себя одной из главных антрепризных площадок Москвы, где что ни спектакль, то «суперкомедия», в субботу сыграли премьеру «Директора театра». Театральное агентство «Арт-Партнер ХХI» пригласило режиссера Дмитрия Бертмана, чтобы тот поставил что-нибудь эффектное с тремя хорошими актерами – Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым и Михаилом Янушкевичем. Что тот и сделал.
Правда, Бертман предложил драматическим артистам музыкальный сюжет – пушкинского «Моцарта и Сальери». К маленькой трагедии Пушкина режиссер добавил моцартовскую оперу «Директор театра» плюс – музыку Сальери, а на сцену, помимо названных народных артистов, вывел живой оркестр и двух солистов своей «Геликон-оперы» – Инну Звеняцкую и Марину Карпеченко. Трудности – для антрепризного проекта – добавило еще и то, что кроме художественных задач тут еще добавились вопросы морально-нравственного толка: дело в том, что Бертман, опираясь на самые разные исторические источники, начисто отрицает саму возможность отравления Моцарта руками Антонио Сальери. Сальери не виноват, считает он и пытается доказать это на материале «Моцарта и Сальери» Пушкина. У Пушкина, казалось бы, нет вариантов. Но режиссер находит какие-то зацепки и делит реплики двух главных героев между Филипповым и Костолевским. И уже не разобрать, уже нет однозначности в том, кто гений, кто злодей, кто травит, а кто пытается помешать товарищу выпить в одиночку «чашу дружбы» с растворенным в ней ядом. Третий – Михаил Янушкевич – играет роль директора театра, на плечи которого, собственно говоря, ложатся все организационные вопросы. Яд, кстати, композиторы получают также от него. Ему же приходится вникать в сложные взаимоотношения двух певиц, героинь моцартовского «Директора театра». Он – в центре борьбы уязвленных самолюбий и, выходит, что все вокруг – гении, и певицы, и тем более – Моцарт с Сальери... Директору театра поневоле приходится довольствоваться аллегорической ролью «Злодейства». Не мирового, конечно, зла, но, скажем так, местно чтимого.
Кроме прочего, Бертман заставил Филиппова с Костолевским играть на скрипке и виолончели, – всерьез или понарошку они это делают, трудно разобрать, некоторая скованность в движениях обоих заметна лишь опытному взгляду профессионала.
Трудно сказать, какие именно аргументы использовал режиссер, убедивший народных артистов в том, что главное в его спектакле – музыка. Во всяком случае, на премьере интереснее было смотреть, тем более слушать – Звеняцкую и Карпеченко. Они и выглядели эффектно, и пели, разумеется, менее знакомый репертуар – в сравнении с хрестоматийными строчками Пушкина.
Трудно сказать, на что рассчитывал продюсер спектакля. Время от времени «Арт Партнер ХХI» выпускает спектакли «не для всех», но именно они обречены на короткую, хотя, возможно, и яркую жизнь. «Директор театра» – как раз такой, совсем не антрепризный проект (пожалуй, только декорации вполне соответствуют антрепризному жанру, – легкость сборно-разборной конструкции сомнений не вызывает).
Публика «суперкомедий», не услышав ни одной узнаваемой мелодии, ни «Турецкого марша», ни начала 40-й симфонии, скорее всего будет сильно разочарована. Копаться в тонкостях мировой музыкальной культуры, что увлекает Бертмана, а за ним и актеров, ей тоже неинтересно... А публика «Геликона» может и не дойти до Театра киноактера. А жаль.
(Григорий Заславский, «Независимая газета», 21 декабря 2009, фото Елены Рыковой)
Актер Игорь Костолевский: «Люди идут в театр за надеждой»
Дмитрий Бертман ставит по мотивам пушкинского «Моцарта и Сальери» антрепризного «Директора театра». Ставит на двух актеров – Костолевского и Филиппова, причем каждому из актеров придется играть обоих персонажей. Жанр спектакля трудно определим – в нем будут и оперные арии, и драматическое действие. Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ согласился на участие в антрепризе впервые за всю свою театральную карьеру. Что подвигло его на такой эксперимент, «НИ» попробовали узнать у актера во время репетиций спектакля, премьера которого назначена на 19 декабря (речь идет о премьере в Москве; в Волгограде постановку покажут 17 декабря – прим. Администратора сайта).
– Игорь Матвеевич, что вас заинтересовало в этом материале? – Как это ни странно, но во второй половине жизни мое стремление учиться новому не пропало. А тут есть такая возможность, есть пластика, вокал, есть нечто другое, нежели обычный драматический спектакль. Я пока не знаю, что из этого получится, для меня много нового, так что я готов ко всему. Хотя, конечно, при всей неизвестности, встреча с драматургией Пушкина – это всегда очень интересно.
– Вас здесь не заставляли петь оперные арии? – Нет. Жаль. Я бы спел. Другое дело, кто бы это стал слушать…
– У вас сложился крепкий дуэт с Михаилом Филипповым… – Хороший партнер – это замечательно. Для меня принцип «Я в центре, а все по бокам» не интересен. Я – за ансамбль.
– Прослеживая ваш путь, удивляешься, как щедра была к вам судьба. В кино – Мотыль, Козаков, Тодоровский. В театре – Фоменко, Штайн, Фокин. – Знаете, по молодости это не очень замечаешь. Попадаешь в атмосферу талантливых людей, не чувствуя, что судьба дарит тебе подарок. Какой мощи, например, был мой учитель Гончаров или режиссеры, которых вы только что назвали. Сейчас, как мне кажется, к сожалению, уходит время людей такого масштаба. Они в огромном дефиците.
– Большой был конкурс, когда вы поступали к Гончарову? – Человек триста на место.
– Учиться было трудно? – Нелегко. Я ушел с третьего курса строительного института, и это было спонтанным поступком, нежели продуманным. Школа Гончарова была очень жестокой, но замечательной. Мы работали по 24 часа в сутки. Гончаров, при всем его обаянии и таланте, был человеком очень жестким, мощным и часто подавлял своим темпераментом. У меня произошел некий зажим, и было время, когда я стал бояться выходить на сцену. И потом мне приходилось этот зажим преодолевать. Я благодарен Гончарову за школу, даром мне обучение у него не прошло. Только так ты учишься понимать цену многому. Цену хорошего и плохого. Опыт позволяет открыть себя. Это твой багаж, который дает тебе возможность существовать на сцене, так как роль ты наполняешь собственным опытом жизни: твоей личной болью, твоими переживаниями. Это очень увлекательный процесс – постигать чужую жизнь и делать ее своей.
– Гончаров взял вас в театр, но играть давал только в массовках… – В театре Гончарова были артисты, которые имели право играть главные роли в гораздо большей степени, чем я. И потом, пока я бегал в театре в массовках, параллельно очень много снимался в кино.
– Гончаров очень ревностно относился к кино, это известно. Как он терпел ваши многочисленные съемки? – Вы правильно сказали. Терпел, но очень ревностно. На «Звезду пленительного счастья» он меня не хотел отпускать. И отпустил с большими трудностями. Когда пришел Борис Морозов и хотел дать мне роль Кинга в «Смотрите, кто пришел!», он отговаривал его от этого. Потому что думал, что я не справлюсь. После выхода спектакля Гончаров поздравил меня и сказал, что он ошибался. Это свойство сильной, неординарной личности.
– Но к этому времени было восемь лет ваших ожиданий, игры в массовках. Почему вы от него за все это время не ушли? – Он был моим учителем. Я считал это предательством. Театр Маяковского был в то время одним из лучших театров. Замечательные артисты, одна из лучших трупп Советского Союза. Когда ты ежедневно видел на сцене Свердлина, Сухаревскую, Самойлову, Доронину, играл с Натальей Гундаревой, Александром Лазаревым, Светланой Немоляевой, Евгением Леоновым, Арменом Джигарханяном. Желание уйти из театра как-то пропадало. Я никогда не стремился играть большое количество ролей. Мне важно было найти своего режиссера и свой материал.
– А Арцибашев? Он дал вам очень хорошие роли… – Я благодарен ему за это. За Подколесина, которого он предложил, когда еще был на Покровке. За Ивана Карамазова и за Плюшкина. Но Подколесин – моя любимая роль. Там не роли, а люди, пусть нелепые, но с душой.
– Ваш Подколесин вызывает сострадание, как всякий слабый и беззащитный человек… – Вы знаете, он мне этим и дорог. Играть малахольную свободу, отвязанность и крутость легко. А вот сыграть человека не воинствующего, которого жизнь заставляет себя отстаивать и который очень хочет быть счастливым, и в последний момент у него это, как всегда у нас бывает, не получается – вот это интересно. – А вам самому приходилось отстаивать у жизни право на то, чтобы оставаться собой? – Я думаю, что если у меня что-то в жизни и получилось, то только потому, что я это делал и по мере сил и возможностей, продолжаю.
– По-моему, то, что судьба подарила вам сегодня – играете, что хотите, с теми партнерами, которые нравятся, и у тех режиссеров, которые интересны, – более надежно, чем тот фейерверк, с которого началась ваша слава. – Вы правы в том, что «Звезда пленительного счастья», с которой все началось, была везением. Но везением достаточно непростым. Все начиналось с полного неверия в меня, с желания снять с роли. Но этот опыт меня очень закалил…Что касается сегодняшней ситуации… Вы знаете, в нашей профессии нет сослагательного наклонения. Она существует сейчас и сегодня. И это мне нравится. Каждый раз ты доказываешь свою состоятельность, как впервые. И это правильно. Хуже нет, когда артист живет памятью о том, что тридцать лет назад он что-то хорошо сыграл. В нашем деле надо или что-то делать по-настоящему, или не делать совсем.
– А всегда есть силы на то, чтобы каждое утро делать все по-настоящему? – По-разному. Силы на то, чтобы встать с утра, слава Богу, еще есть. А вот все делать по-настоящему – с этим намного труднее. Но я занимаюсь этой профессией не «по приговору трибунала». Я этим занимаюсь, потому что я это люблю, и это часто доставляет радость.
– А что для вас самое главное? – Конечно, любовь! Как говорил Крылов: «А без любви – какое тут веселье?»
– Вы за всю свою карьеру, насколько мне удалось проследить, абсолютно не занимались самопиаром. Никаких уловок, чтобы привлечь внимание прессы, никаких инфоповодов личного характера, как сейчас это принято делать. В телевизоре на разных ток-шоу вас не встретишь. На тусовках не видно… – Нет, я отнюдь не отшельник и камни на чреслах не таскаю. Я очень люблю хорошую компанию близких мне людей, просто идет время, и их становится все меньше и меньше. Это данность.
– Вы не так давно снялись в «Войне и мире». Вот таких людей, как Ростовы – старую московскую семью, до боли любящую отечество, щедрую, сострадательную, хлебосольную, сегодня легко ли встретить? Или такого, как Пьер Безухов? – Вы знаете, я часто наблюдаю в людях какой-то общий эмоциональный спад и равнодушие душевное. Такие чувства, как благородство, чувство собственного достоинства, сострадание, любовь к ближнему, утрачиваются. Но все равно надо отстаивать свое, все равно надо пытаться это сохранять. Герой одной английской пьесы замечательно говорит: «Я сам себе современник. Я иду в ногу со своим временем». И вот за это свое время надо очень крепко держаться. Несмотря ни на что.
– Вы не так давно озвучили на радио чеховского «Черного монаха». Уверена, что на этом уроки классики не закончены… – Нет, мне очень давно хотелось сделать две вещи. «Черного монаха», которого я сделал, и «Дуэль» Чехова, которую я совсем недавно прочел на радио. Еще у меня был опыт – я читал Довлатова, «Блюз для Нателлы» и «Поплиновую рубаху».
– Вы как-то обронили в интервью: «Эта пьеса идет с большим успехом по всему миру, потому что она об одиноких и несчастливых людях». Почему пьесы с такой атмосферой наиболее востребованы? – Потому что человек одинок по природе своей. И люди приходят в театр за надеждой. Наше поколение воспитывали на сентенции «Человек рожден для счастья». А оно выпадает так редко. И нужно столько всего сделать, чтобы оно пришло. Но абсолютно все хотят быть счастливыми, и это неотъемлемое право человека. И я на стороне этих людей, которые при всех тяжестях жизни пытаются сохранять чувство собственного достоинства, воспитывают детей, любят и остаются людьми. Я думаю, что это самое важное.
– Театр может создать иллюзию, что ты не одинок? – Хороший театр – да. Хороший театр вообще может очень многое. Он может дать тебе некий импульс. В моей жизни было несколько спектаклей, которые перевернули мое миропонимание, а значит, в какой-то степени мою жизнь. Вообще, есть большая категория людей, которым необходим театр, как отдохновение от тяжести этой жизни. Как необходимы книги, музыка, картины... И я – с этими людьми.
(Веста Боровикова, «Новые Известия», 17 декабря 2009г., фото Анатолия Морковкина)