Администратор сайта - Елена


Найти:на:

Rambler's Top100Rambler's Top100




Присылайте свои отзывы, впечатления, рецензии о постановках с участием Михаила Ивановича. Возможно, они будут опубликованы на этой страничке.


О спектакле «Беседы с Сократом»


«Беседы с Сократом» Э.С.Радзинского


Постановка и режиссура - А.Гончаров
Художник - Э.Стенберг
Музыка и музыкальное оформление - И.Меерович
В ролях:
Сократ – А.Джигарханян
1-й ученик Сократа – М.Филиппов
2-й ученик Сократа – А.Мартынов, А.Михеев
Ксантиппа – Т.Доронина, С.Мизери, Г.Анисимова
Продик – И.Охлупин
Анит – В.Самойлов
Гарпия – С.Немоляева
Тюремщик – В.Печников
Мелет – А.Ромашин
Премьера - 4 апреля 1975 года

А.Гончаров: «Когда я прочитал «Беседы с Сократом» Э.Радзинского, я прежде всего увидел лестницу, по которой восходит к своему бессмертию человек, принявший яд, но не отказавшийся от своего учения. Не эстетика страдания и смерти интересовала меня, я хотел поставить спектакль о борьбе сильного человека, утвердившего высокие нравственные принципы в условиях увядающей демократии. «Человек – это звучит гордо!» - этот огонь зажег еще Сократ.
Я с увлечением работал над пьесой о трагической судьбе человека, не понятого своим временем, смертью утвердившего справедливость собственных убеждений. Сила мысли, мощь разума, видящего далеко вперед сквозь толщу лет, делают Сократа бесстрашным и бессмертным. Некрасивый и старый, он подлинно прекрасен, он весь принадлежит будущему. Все это вполне справедливо. Не сказано только, что «Сократа», например, не выпускали целых шесть лет. Так часто бывает: думаешь о вечном, а «влипаешь» в сиюминутное. Нас интересовал Сократ, который чуть ли не за пятьсот лет до рождества Христова сформулировал нравственные принципы, которые затем стали достоянием Евангелия. Но надо же было так случиться, что судьба Сократа буквально совпадала с событиями, происходившими в то время с Александром Исаевичем Солженицыным; аналогия возникала полная. «Идиотизм» ситуации состоял в том, что по мере запретов и проволочек с выпуском события реальной жизни усугубляли это соответствие. Спектакль, по независящим от него причинам, становился все крамольнее и крамольнее. Так подтверждалась справедливость еще одной вечной истины: ничто не ново под луной.
Почему я взял на роль Сократа А.Джигарханяна? Мне хотелось поставить в спектакле важные проблемы нравственности.
И вести разговор должен талантливый, мужественный и умный артист, каким является, по-моему, Армен Джигарханян, хотя внешне он далек от сходства с Сократом. Но мне нужно было не портретное сходство. А некое внутренне созвучие актера и образа».

(Андрей Гончаров «Мои театральные пристрастия», кн.1, с.51-52,88,299)


А. Джигарханян: «Я заметил, что трудно говорить о вещах, которые любишь. А я очень люблю этот спектакль. Я люблю эту пьесу, я люблю этот вечер, когда есть возможность выйти от имени Сократа сказать публике что-то очень серьезное, очень важное... Поразительная жизнь - эти три часа, когда играешь Сократа.
И хотя спектакль шел много лет, для меня он - живой, для меня это не спектакль в обычном понимании этого слова. Замечательная встреча Эдварда Радзинского и Андрея Гончарова дала мне, да и всем участникам спектакля, редкую возможность внутренней импровизации. Я прожил в театре уже долгую жизнь и понимаю, что вот это и есть большая режиссура и большая драматургия. У нас было два таких спектакля-долгожителя. Это "Трамвай Желание" Теннесси Уильямса и "Сократ". Рядом большое количество в общем и неплохих пьес, и хороших спектаклей умерло, а эти, мудрые, жили... Эта роль дала мне многое. Самое важное в нем - он жил так, как проповедовал. По-моему, это труднее всего. Я могу любить или ненавидеть своего героя, но он мне всегда должен быть интересен, если это, конечно, не плоская конструкция какого-нибудь малоталантливого сочинителя. В каждом человеке таится бездна чувств, мыслей, он совершает прекрасные или низкие поступки, он строит, творит, созидает или разрушает. Еще древние говорили, что человек - это целый мир. Мы можем сказать: человек - это космос. И задача художника - увидеть в человеке этот мир, этот космос и сделать его очевидным для других людей. На этот счет есть одна поучительная притча. Микеланджело привезли огромную скалу, и скульптор сделал из нее Давида. Все вокруг восхищались, один создатель оставался грустным. Его спросили, в чем дело. И услышали в ответ: Давид есть. Но как много таил в себе этот камень...»

(Армен Джигарханян. Я одинокий клоун. М.: ACT-ПРЕСС КНИГА. 2002. С. 112,117)


Н. Исмаилова: «Десятый сезон на сцене Московского академического театра имени Маяковского идет спектакль "Беседы с Сократом" Э. Радзинского в постановке народного артиста СССР А. Гончарова. Забыта шумная премьера, интерес театральной общественности давно переключился на новые работы театра, уже хранятся в архивах газетные и журнальные статьи критиков и философов, а спектакль все идет в переполненном зале, в напряженной тишине. Это беседы с Сократом, и беседы эти доказывают нам, что способность философствовать, размышлять присуща каждому.
Суд над Сократом, ожидание приговора и смерть - вот фабула пьесы, а смысл ее, существо и драма - внутри самих бесед с друзьями и недругами, с женой, с учениками и с нами, зрителями. Сократа играет Армен Джигарханян. И когда невысокий, коренастый, чуть сутулый человек в поношенной веревочной тунике усаживается поудобнее на авансцене и живыми, острыми глазами выхватывает из первых рядов партера собеседника, человек в зале начинает понимать, что этот удивительный грек или этот смелый современник влечет его в дискуссию о чем-то самом существенном в нашей сегодняшней жизни.
Я не открывал законов бытия, как другие философы. Я только исследовал поведение людей. Я пытался разобраться, как надо вести себя в тех или иных случаях, - говорит Сократ. Он учит нас думать и жить наилучшим образом, то есть жить нравственно, по совести. Тюрьме и изгнанию Сократ предпочитает смерть. Выпита чаша с цикутой, сказаны последние слова, и Сократ медленно, с трудом поднимается по лестнице-амфитеатру. Он не падает, не проваливается на наших глазах в смерть. Он уходит. Останавливается на одной из ступенек, поворачивается к залу и говорит с неизменной своей мудрой и лукавой улыбкой: Исследуем.... И вновь продолжает путь наверх, к вершине, к бессмертию.
Что это за люди, которые, умирая, продолжали жить для других? Это не жертвенность, это сознание собственной духовной силы - высшей человеческой энергии, не подвластной времени. Я часто говорил, что зло - это отсутствие просвещения, и что все в жизни можно исследовать разумом... Это не так... Любить... Понять, что другой - это ты..., и любить его... Если есть в тебе это, только тогда разум сможет подсказать истину... - таков вывод Сократа».

(«Известия», 5 марта 1984)


И. Шелихова: «Спектакль Театра имени Вл. Маяковского по пьесе Э. Радзинского "Беседы с Сократом" в постановке народного артиста РСФСР А. Гончарова волнует не исторической достоверностью трагедии реального Сократа-философа. Он волнует правдой трагедии человека, которого предавали, а он все-таки не устал любить людей.Потому что несправедливо отвечать злом на зло. Потому что нельзя множить несправедливость. Потому что человек всегда должен оставаться благородным. Тогда и поверженный, он останется победителем. Потому что неистребима сила личного примера человека, никогда не изменившего высшим принципам.Именно таков Сократ Армена Джигарханяна. Сократ, не дававший другим покоя. Сократ, заставлявший каждого подумать, так ли уж всесильны власть и богатство, так ли велик тот, кто хочет, чтобы его называли великим.Сократ Джигарханяна - человек. И ему бывает больно. И предательство застает его врасплох. Сократ бывает беспомощным, как ребенок, и он же - несокрушим.Он улыбается. Для противников - улыбкой простодушия. И кажется - сейчас они возьмут над ним верх. Ведь они, по их мнению, правы. Но все-таки в каждом споре побеждает Сократ. И улыбка его меняет оттенок. Словно он с высоты мудрости улыбается добро и застенчиво детям, которые заблуждались, принимали мишурный блеск за подлинную драгоценность. Он не торжествует над побежденными. Он радуется: ведь беседовавший с ним откроет для себя истину. И Сократ не устанет одарять других мыслями о щедрости, благородстве, истинной цели жизни.А еще в нем неистребима вера в торжество справедливости. Вот идет он на суд по ложному обвинению. И противники ненавидят его, а значит, боятся. Ненавидят за то, что презрел он богатство и славу. За то, что на них не похож. Но больше всего ненавидят за то, что сейчас они его, невиновного, осудят на смерть...»

(«Вечерний Днепр», 20 июля 1976)


Э.С. Радзинский «Беседы с Сократом» (Первый ученик Сократа)






Обязательно попробуйте антипаразитарные приборы для дома или клиники.. Метеозависимость и бессонница? воротник лечебный со скидкой -обязательно поможет вам!
Hosted by uCoz