|
Присылайте свои отзывы, впечатления, рецензии о постановках с участием Михаила Ивановича. Возможно, они будут опубликованы на этой страничке.
О музыкальном спектакле "Пер Гюнт"
Проект Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского "Из золотой коллекции": "Пер Гюнт" Э.Грига (по драме Генрика Ибсена)
Дирижер – Владимир Иванович Федосеев
Пер Гюнт – Михаил Иванович Филиппов
Сольвейг – Ирина Дубровская, Евгения Павловна Симонова
Камерный хор Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина
Музыкальный спектакль идет с одним антрактом. Концерт проводится при поддержке Посольства Королевства Норвегии в РФ.
Аудиофрагменты композиции "Пер Гюнт":
фрагмент №1 (3,25 Мб);
фрагмент №2 (3,89 Мб)
Здесь вы сможете посмотреть фрагмент репетиции музыкального спектакля "Пер Гюнт", а здесь – небольшой отчет о состоявшемся концерте.
Сольвейг
За что оставлена одна
Объектом для нравоучений? Во все, как видно, времена
Мужчины ищут приключений. Их ждут соблазны на пути…
И дань пороку отдавая,
Они торопятся уйти,
Жуя краюшку каравая.
А мне судьба терпеть и ждать…
Нить седины змеится в косах.
И лишь умение страдать
В глазах исплакано - белесых.
(Н.Городецкая)
24 февраля 1876 года является знаменательной датой норвежской истории. В тот день в театре Бергена, в тогдашней Христиании, состоялась премьера драмы Генрика Ибсена "Пер Гюнт", музыку к которой написал Эдвард Григ. Пьеса имела грандиозный успех иеще в том же сезоне была сыграна 36 раз.
В 1874 году Генрик Ибсен, ведущий норвежский драматург, пригласил молодого, но уже известного композитора Эдварда Грига для совместной работы над новой постановкой пьесы "Пер Гюнт". Григ предложение принял и за полтора года написал для спектакля музыку, точнее настоящее музыкальное произведение из 27 частей. В сочинении Ибсена рассказывается история неисправимого мечтателя Пера Гюнта, скитающегося по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно его поджидает дома, в любви девушки по имени Сольвейг. Оркестровые сюиты, появившиеся на основе сценической музыки, хронологически не совпадают с театральным действием, представляя собой изображение событий и настроений героев. Первая сюита открывается "Утром", возможно, одним из самых красивых изображений в музыке восхода солнца в горах.
"Утро" из Первой сюиты (музыка к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Исполнитель: Лондонский «Променадный» оркестр. Дирижер: Эрик Хаммерштайн. (3,69 Мб)
"Пер Гюнт" – это пьеса о молодом человеке, который, бросив дом и любимую девушку, отправился на поиски счастья. Бродя по белу свету, он встречал злых троллей, легкомысленных женщин, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов. В одной из сцен Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Григ своей музыкой в едином образе изображает две стихии: самого короля и его злые силы (в том числе и королевну, которая, танцуя, пытается привлечь к себе внимание Пера).
"В пещере горного короля" (из музыки к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Исполнитель: Лондонский "Променадный" оркестр. Дирижер: Эрик Хаммерштайн. (2,56 Мб)
«Пер Гюнт». Пьеса в симфоническом концерте?
«Где был, Пер Гюнт, с тех пор как мы расстались…?» Эта фраза, прозвучавшая из уст Сольвейг, не нуждается в пояснениях. Первая ассоциация — два великих норвежца, два великих имени — композитор Эдвард Григ и драматург Генрик Ибсен. В самом деле, творчество великих норвежцев давно стало достоянием не только национальной, но и мировой культуры.
2006 год во всем мире был посвящен Генрику Ибсену в связи со 100-летием со дня его смерти. По количеству постановок Ибсен уступает только Шекспиру. Без него невозможно представить себе развитие и русской драматургии. К Ибсену обращались лучшие режиссеры, начиная с Владимира Немировича-Данченко и Всеволода Мейерхольда до современников. О своей поэме Ибсен писал немецкому писателю, переводчику Людвигу Пасеарте: «Всё, что я написал, находится в тесной связи с тем, что я пережил, хотя бы это и не было мною прожито; каждое новое произведение имело для меня лично ту цель, что служила моему духовному освобождению и просветлению…»
«Пер Гюнт» Эдварда Грига, прежде всего, ассоциируется с двумя оркестровыми сюитами. Музыку к драме Григ написал по просьбе самого Ибсена, бывшего близким другом композитора, для постановки в театре. На премьере в 1886-м году драма Ибсена и музыка Грига имели равный успех. Это было второе рождение пьесы. Потом музыка стала более популярна и началась ее отдельная концертная жизнь. «Это одна из гениальнейших музык. Потрясающая музыка. Ее простота и искренность необыкновенно привлекательна для любого человека», — так отзывается о ней Владимир Федосеев.
Идея Федосеева — не только познакомить слушателей с полной музыкальной версией «Пера Гюнта», но и по-иному раскрыть сюжет драмы Ибсена. Великолепный актерский дуэт Евгении Симоновой и Михаила Филиппова вместе с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и хором Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина воссоздали мир «Пера Гюнта». Сотворчество с симфоническим оркестром и Владимиром Федосеевым стало удивительным опытом в их сценической жизни, погружением в чудесный мир музыкальных образов. «Для меня ощущения потрясающие, в центре музыки, в оркестре. Не помешать бы музыке и Владимиру Ивановичу Федосееву», — сказал перед концертом Михаил Филиппов.
Острота ибсеновской правды поражает в этом произведении не меньше, чем пронзительная искренность музыки Грига. Не случайно из всех сюжетных линий была выбрана главная — Пер Гюнт и Сольвейг. Жизнь Пера Гюнта проходит в его воспоминаниях, после возвращения к родным берегам. Он стар, беден, разочарован и опустошен. Он — Ничто. Таков ужасный итог скитаний. Но рядом с ним Сольвейг — по-прежнему милая, нежная, только вместо золота он видит в её волосах серебро. Сорок лет она ждала своего любимого. Пер Гюнт по-прежнему единственный для нее. Только Сольвейг, перед которой рассказ Пера Гюнта звучит как последняя исповедь, понимает и прощает его, ведь любовь не умирает, пока есть щедрое и не осуждающее сердце.Такой драматический поворот сюжета заставляет по-иному отнестись к странствиям и испытаниям героя. В своем письме американскому музыковеду Генри Финку Григ писал: «Чем глубже движение души героев, тем сдержаннее, загадочней его словесное выражение. Мы скорее угадываем, чем непосредственно наблюдаем бурный океан страстей. Выставлять напоказ свои лучшие чувства считается слишком грубым. Именно поэтому выражение этих чувств столь же скупо, сколь целомудренно». Именно к целомудренности, как исчезающему свойству души, перетираемой безжалостными законами нашего времени, обращается маэстро.
Музыкально-литературные композиции, связь музыки и слова — одно из особых художественных направлений Владимира Федосеева и БСО им. П.И. Чайковского, которое выделяет БСО на фоне остальных симфонических коллективов. В музыкальной редакции Владимира Федосеева прозвучали Кантата для хора и оркестра Прокофьева «Царь Иван Грозный» с актером театра и кино Алексеем Петренко, в подобных же проектах были сыграны Симфонические фрагменты из опер П.И.Чайковского «Пиковая Дама» и «Евгений Онегин» с Аллой Демидовой, «Алеко» С.Рахманинова с актером Малого театра Эдуардом Марцевичем, «Подросток» Бориса Чайковского по поэме Ф.Достоевского с актером театра Маяковского Михаилом Филипповым. Каждый раз возникает неповторимая атмосфера исключительности концерта. И в этот вечер слушатели заворожено следили за разворачивающейся музыкально-литературной симфонией норвежской саги.
«Произведение Ибсена столь же национально, сколь гениально и глубоко по замыслу. «Пер Гюнт» не драма, а драматическая поэма, вроде «Фауста» Гёте…», — писал Григ музыкальному издателю Максу Абрахаму. Возможно многие из тех, кто посетил Большой зал консерватории в тот предновогодний вечер, ставший своеобразным закрытием года Ибсена в России, возьмут в руки томик пьесы и вместе с ее героями пройдут путь и своей жизни, взглянув со стороны на калейдоскоп событий как отражение вечно повторяющегося круга бытия.
«Где был, Пер Гюнт, с тех пор как мы расстались? …В надежде, вере и любви моей».
(Елена Восток, пресс-центр БСО, 19 января 2007)
Еще почитать о композиции "Пер Гюнт"
|
|