Присылайте свои отзывы, впечатления, рецензии о постановках с участием Михаила Ивановича. Возможно, они будут опубликованы на этой страничке.
О спектакле "Тайные записки тайного советника"
"Тайные записки тайного советника"
по «Скучной истории» и другим произведениям А. П. Чехова
Премьера – 15 ноября 2009 г. на сцене театра «Эрмитаж»
Режиссер – Михаил Левитин, художественный руководитель театра «Эрмитаж»
Художник – Гарри Гуммель
Помощники режиссера – Екатерина Варченко, Вячеслав Виноградов
Композитор – Владимир Дашкевич
Звукорежиссеры – Эдуард Мельников, Наталья Слежова
Свет – Анна Третьякова
Действующие лица и исполнители: Николай Степанович – Михаил Филиппов
Варя, его жена – Дарья Белоусова
Лиза, его дочь – Людмила Колесникова
Катя, его воспитанница – Ольга Левитина
Михаил Федорович, его ассистент – Александр Ливанов
Швейцар – Николай Юрий Амиго
Александр Адольфович Гнеккер – Алексей Шулин
Г-н Зайцев, аспирант – Петр Кудряшов
Студент – Виктор Непомник
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность – 3 часа
Герой спектакля — великий человек, профессор Московского Университета, тайный советник. Он всеми силами сопротивляется любви, которая одна только и способна превозмочь его мысли о смерти.
В июне 2010г. Михаилу Филиппову была вручена престижная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» за роль профессора Николая Степановича в спектакле «Тайные записки тайного советника» театра «Эрмитаж».
В Московском театре «Эрмитаж» Михаил Филиппов сыграл героя чеховской «Скучной истории»
Художественный руководитель «Эрмитажа» Михаил Левитин известен своей нелюбовью к драматургии на сцене. В чистом виде она для него почти всегда театрально неполноценна. Поэтому, когда в этом театре наконец-то прозвучала «Чайка», она оказалась разорвана на коротенькие цитатки, втиснутые в рассказ «Скучная история» вместе с еще одним рассказом — «Враги». Из этой литературной композиции и получился спектакль «Тайные записки тайного советника».
Главный герой, пожилой профессор Николай Степанович, тайный советник и кавалер, ведет унылое существование в окружении поднадоевшей жены, эгоистичной дочери, ее подозрительного жениха, нерадивых студентов и невежественных коллег. Радостей в этой жизни у него настолько мало, что профессор с нетерпением дожидается смерти. И этим ужасает свою воспитанницу Катю, между которой и им теплится что-то наподобие платонической любви. История названа Чеховым скучной, потому что, во-первых, по настроению — тосклива, а во вторых — почти лишена событий. Впрочем, для театра, как и для литературы, такая скука может быть весьма благоприятна. Михаил Левитин, во всяком случае, очевидно ни мгновения не скучал, превращая ее в свой новый спектакль, такой трепетный, такой суровый и такой, как кажется, личный. Действие спектакля происходит на авансцене, куда актеров подталкивает расписанный эскизами да Винчи задник, оставляющий довольно узкую полоску игрового пространства. Как и у Леонардо, здесь в центре — человек, с его болезнями, тревогами, страхами, невысказанными любовями и воспоминаниями. И — актер, этого человека представляющий. Главной удачей нынешней премьеры стал Михаил Филиппов, приглашенный в театр «Эрмитаж», чтобы сыграть печального профессора. И ему тоже, видимо, скучать не пришлось. Спектакль представляет собой увлекательную схватку двух сильных индивидуальностей — сложившегося актера с ярким стилем и большим талантом и режиссера, столь же яркого, столь же талантливого, но сверх того еще и по-режиссерски деспотичного. Частичка Михаила Левитина присутствует в каждом актере его труппы. Частичка — это очень мягко. Потому что, на самом деле, — большая-пребольшая часть. Его спектакли не просто им созданы, они им проникнуты, пропитаны насквозь. Поэтому Михаил Филиппов в «Эрмитаже» — это не просто приглашенная знаменитость, но еще и свежая кровь. Он — такой же чужак на этой сцене, как и его герой в своем мирке. И это ироничное совпадение весьма кстати. Реальные обстоятельства обостряют обстоятельства сценические, в которых находится герой-одиночка, неустроенный, ропщущий, мечтающий заглянуть в будущее и не умеющий уладить настоящего. Словом — наш самый любимый герой. В финале первого акта Левитин прерывает течение «Скучной истории», чтобы поведать зрителю историю прямо противоположного, на первый взгляд, свойства, надрывную и трагичную, о докторе, которому сразу после смерти маленького сына приходится ехать к якобы умирающей женщине, а она, как оказывается, притворилась больной и сбежала с любовником, пока муж ездил за врачом. Несчастный доктор и несчастный муж обрушивают друг на друга целый поток бессмысленных обвинений и расстаются заклятыми врагами. Это повествование режиссер вкладывает в уста главного героя, и оно становится логичным продолжением спектакля. Настоящая жизненная трагедия сопоставляется и уравнивается с тем, что скорее можно назвать неурядицей, и в этот же ряд попадает нелепая неустроенность жизни тайного советника из «Скучной истории», у которого никто не умер, никакая жена не сбежала и вообще — ничего не произошло, но который тоже переживает свою — для себя настоящую — трагедию. Веселого мало. Жизнь, она, вообще, штука неприятная. Однако «Тайные записки тайного советника» стоит увидеть не только, чтобы лишний раз в этом убедиться. Михаил Филиппов сыграл выдающуюся роль, в которой есть эксцентрика, нежность, юмор и высокая драма. Ради этого стоит сходить в театр.
(Алена Данилова, «Ваш досуг», 16.11.2009)
Михаил Филиппов сыграл в первой чеховской постановке Михаила Левитина
Спектакль «Тайные записки тайного советника», премьера которого прошла в театре «Эрмитаж», — первая для его художественного руководителя Михаила Левитина попытка поставить Чехова. Трудно представить себе две вещи более несовместные, чем реализм Антона Павловича и эксцентричный, порой преувеличенно театральный режиссерский стиль Левитина. Но крайности иногда притягивают друг друга, да и юбилей Чехова не за горами. Тайный советник — герой рассказа «Скучная история», немолодой профессор-медик Николай Степанович (Михаил Филиппов). Он болен и устал от лицемерия жены и ее потуг выглядеть светской дамой, отчаянных попыток дочери выйти замуж, лентяев студентов, «бьющих на жалость» профессора ради хорошей отметки. Героя мучает вопрос: почему из его жизни исчезли радость, понимание и любовь близких? Его способна понять только воспитанница Катя (Ольга Левитина). Но такая история Левитина заинтересовать не могла. Ведь он, как чеховский Треплев, не понимает, как люди на сцене могут просто «есть, пить… и носить свои пиджаки». Эксцентрика и театр для режиссера — слова-синонимы. Поэтому на сцену «Эрмитажа» чеховский рассказ попал уже в адаптированном виде. Левитин, выступивший в роли автора сценического текста, добавил к «Скучной истории» рассказ «Враги» и фрагменты пьесы «Чайка». Они написаны практически в одно и то же время и делают спектакль более театральным, с одной стороны, и каким-то квазиреалистическим — с другой. Актриса Катя становится двойником Нины Заречной. Николай Степанович роняет треплевские фразы. А жизнь его, хоть и не слишком удалась, но могла бы быть и хуже. Например, как у земского врача из рассказа «Враги» (Филиппов играет и эту роль): у того умер ребенок, но он едет спасать якобы умирающую барыню. А приехав, обнаруживает, что та отправила за ним мужа, чтобы сбежать с любовником. Еще один режиссерский знак — человек с рисунков Леонардо да Винчи, украшающий задник. Левитин использует все эти мотивы, чтобы протащить сквозную тему спектакля — мир устроен неблагополучно, и человек чувствует себя в нем одиноким и чужим. И тут режиссеру особенно помогает Михаил Филиппов — и давний знакомый, и человек, который осваивает левитинскую эстетику, при этом не забывая о собственной индивидуальности.В этом спектакле Филиппов одновременно по-чеховски правдив и эксцентричен. Он может рассмешить зрителей и растрогать их до слез. Актер никогда так не играл в кино, и только изредка — на сцене. Чем энергичнее и эффектнее действуют остальные участники актерской команды — Александр Ливанов (ассистент профессора и обманутый муж), Юрий Амиго (швейцар), Дарья Белоусова (супруга героя), — тем явственнее она звучит. Они складывают странные конструкции из стульев и кажутся порой почти карикатурой на человека с рисунков Леонардо, украшающего задник. А к финалу становится ясно, что Левитин, разыграв Чехова в иной системе театральных координат, доказал, что он не слишком высокого мнения о человеческой природе, и жизнь — вообще штука неприятная. В сущности, он придерживается того же мнения, что и Чехов.
(Ольга Романцова, «Газета», №235 от 14 декабря 2009г.)
Уход как освобождение
«Тайные записки тайного советника». «Эрмитаж»
Никогда еще за три десятилетия не доводилось видеть у Михаила Левитина спектакля, подобного «Тайным запискам тайного советника», – лишенного элементов карнавала, цирка, игры, а просто пристально всматривающегося в человека, в его боль, в его страдание. Тихий и горестный спектакль, обращенный к каждому, кто сидит в зрительном зале. Свою пьесу Михаил Левитин – известный и признанный писатель – создал на основе рассказов А.П.Чехова «Скучная история», «Враги» и фрагментов пьесы «Чайка», которые на редкость органично входят в ткань «Скучной истории», обогащая и дополняя ее главным для режиссера мотивом непреодолимого одиночества. Человек, ощущающий приближение смерти, не нужен уже не просто окружающим, но едва ли не в первую очередь себе самому. Образ «воробьиной ночи», памятный каждому, кто хотя бы раз в жизни прочитал «Скучную историю», перекликается в спектакле с монологом Мировой Души, и создается совершенно удивительный, глубоко волнующий контекст. Это контекст человеческой неприкаянности, от которой не знаешь, куда деваться, с которой постепенно сродняешься. И ожидаемый с самого начала уход из жизни становится освобождением – все ниже и ниже склоняется в финале спектакля Николай Степанович под своим зонтиком, все мельче и суетливее становятся его шаги, но вот он высоко поднимает зонт, распрямляется, на лице загорается счастливая улыбка, и он улетает, действительно улетает за кулисы – в небытие, в свободу. На протяжении почти трех часов мы внимаем этой очень простой, очень, в сущности, «скучной истории» о том, как из человека капля за каплей вытекает жизнь. Современный театр давно уже отучил нас от подобной углубленности, от стремления, не отрываясь, наблюдать за человеком, всматриваясь в его лицо, вслушиваясь в его интонации, сострадая и страдая. Эта лучшая, быть может, традиция русского психологического театра забыта, но Михаил Левитин возвращает ее нам во всей мучительной и необходимой силе. Наверное, в какой-то мере справедливы слова, что не только актер зависит от режиссера, но и режиссер – от артиста. Для воплощения своего очень сложного замысла Михаил Левитин нашел идеального союзника, единомышленника, абсолютно чеховского артиста Михаила Филиппова (Театр имени Вл.Маяковского). От него глаз невозможно оторвать на всем протяжении действия: он по-настоящему проживает все перипетии последних месяцев жизни своего героя, тайного советника Николая Степановича, верившего только в науку и ни во что больше. Но и наука не может помочь преодолеть одиночество. Болезнь словно обнажает суть вещей – они видятся теперь совершенно иными, как иной видится и семья, жена Варя (Дарья Белоусова) и дочь Лизанька (Людмила Колесникова), как по-иному воспринимаются любимая воспитанница Катенька (Ольга Левитина) и соратник Михаил Федорович (Александр Ливанов). И вставной новеллой включенный в спектакль рассказ «Враги» становится как будто эпизодом из прошлого самого Николая Степановича, ныне тайного советника, а некогда земского врача. Именно этот эпизод воспринимается как начало болезни, как жестокое разочарование в идеалах и людях, как зарождение чувства ненужности никому. Эта «скучная история» бьет даже по тем, кто бежит от серьеза, желая видеть в театре лишь развлечение и отвлечение от реальной жизни. Левитин словно останавливает каждого из нас на бегу.
(Наталья Старосельская, «Культура», №50 (7713), 24 декабря 2009 - 13 января 2010 г.)