Администратор сайта - Елена


Найти:на:

Rambler's Top100Rambler's Top100


Новости
































ВНИМАНИЕ!!!

Гастроли спектакля «Женитьба»:

3,4 декабря – Санкт-Петербург (ул. Комиссара Смирнова, 15, станция метро "Площадь Ленина").



Гастроли спектакля «Шаткое равновесие»:

9 декабря – Рига (театр Dailes, Латвия, Рига, Brivibas, 75, тел. +371 67 294 444).


Расписание показов спектакля «ART»:


17 декабря – Москва (Московский международный Дом музыки, Театральный зал, г.Москва, Космодамианская набережная, дом 52, строение 8, ст.м."Павелецкая", тел. (495) 730-10-11).


4 января 2009г. телеканал НТВ покажет художественный фильм «Нас не догонишь». В роли Марка – Михаил Иванович Филиппов. Начало в 21:50.


10 января 2009г. в Костроме состоится премьера литературно-музыкальной композиции по мотивам повести А.С.Пушкина "Метель". В концертной программе прозвучит музыка Г.В.Свиридова в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Костромы. Текст читает Михаил Иванович Филиппов.


30.12.2008

Обновлена информация на странице Репертуар.



27.12.2008

По этой ссылке вы можете послушать интервью с режиссером А.А.Эшпаем. Беседа посвящена предстоящей премьере телевизионного фильма «Иван Грозный» (эфир радио «Культура» от 26.12.2008).



Предлагаю вам послушать поздравление Михаила Ивановича Филиппова с наступающими праздниками:

ПОЗДРАВЛЕНИЕ М.И.Филиппова
(1,76 Мб)


Дорогие друзья!
Поздравляю всех вас с наступающими Новым годом и Рождеством!
Любите, проявляйте заботу, дарите внимание, цените друг друга. Наконец, не уставайте восхищаться! Все эти удивительные сокровища души наполнены светом и добром, а потому отгоняют от человека ненастье и зависть.
Будьте радостны и успешны в наступающем году!

С улыбкой и уважением,
Елена, администратор сайта





15.12.2008

Дорогие друзья, предлагаю вам послушать долгожданную весточку от Михаила Ивановича Филиппова:

обращение Михаила Ивановича Филиппова к посетителям сайта (883 кб)




08.12.2008Предлагаю вам прочитать интервью режиссера А.А.Эшпая о работе над телевизионным фильмом «Иван Грозный».

«Иван Грозный» стал для режиссера адом

Одна из самых ожидаемых премьер зимнего сезона на телеканале "Россия" - многосерийный фильм Андрея А. Эшпая "Иван Грозный". Сейчас лента находится на стадии доработки, позади – два года напряженного труда, изучения документов, изматывающих съемок. О том, что получилось в итоге и что нам предстоит увидеть в ближайшем будущем, мы поговорили с режиссером картины.

– Андрей Андреевич, расскажите, что же нас ждет? Экранная биография Ивана Грозного или эпическое полотно, воссоздающее масштабные картины русской истории XVI века? Сериал или кино?
– "Иван Грозный" - это телевизионный фильм, состоящий из 16 частей, каждая по 45 минут. В этот хронометраж мы попытались уложить всю историю жизни Ивана – начиная даже не с его рождения, а с пострижения первой жены Василия III Соломонии и женитьбы князя на Елене Глинской. Это было довольно сложно, и нам в этих рамках было тесновато. Но это все же кино, а не сериал. Мы снимали на пленку, выработка была адекватна кинопроизводству - 3-4 минуты в день. В манере, в языке много от большого кино. Но при этом хотелось быть чуть более доступными, поговорить с большим количеством людей, сохраняя сложность языка и темы. Телевидение позволяет это сделать.
Что касается жанра, то это не эпос, как у Эйзенштейна, не историческая хроника, а, конечно же, более камерная форма: я пытался подойти к герою как можно ближе, нащупать внутренние психологические мотивировки его поступков, считать с глаз, с деталей, с отношений, в чем существовал человек, откуда возникли все его идеи. Можно назвать это биографией, можно - человеческой драмой.

– Каким же показался вам Грозный при ближайшем рассмотрении? Кровавым тираном? Великим реформатором? Запутавшимся человеком?
– Ивана IV в основном знают по опричнине, но не помнят, что она длилась всего 7 лет. Можно было, конечно, сделать из него жесточайшего садиста типа Чикатило, но это, во-первых, однозначно неправда, а во-вторых, снимать триллер, вместо того чтобы анализировать ситуацию, попросту неинтересно.
Понимаете, Иван, в первую очередь, был потрясающим лидером того времени, он весь был в его идеях, все характерные черты эпохи сконцентрировались в нем с максимальной силой. У меня в процессе работы сложился свой взгляд на него – как на человека сложного, неоднозначного. Первый период его жизни, начиная с юности, был достаточно светлый, это период Избранной рады, объединения Руси, семейного счастья. Второй, - после смерти жены, Макария, Адашева, - связанный с опричниной и продвижением православия на Запад, - это колоссальное его заблуждение, стоившее жизни 4 тысячам его подданных. Третий период - по окончании Ливонской войны, после смерти сына - полон душевных мук, сожалений.
Знаете, почему мне интересен именно Грозный? Да потому, что никто из тиранов, уходя, никогда не впадал в какие-то сомнения – ни Петр I, ни Сталин, ни Калигула. У Ивана же это было. Смерть сына он воспринял как наказание. Это убедило его, что что-то он не так делает. Письма, синодики, в которых он поминает всех убиенных, и, конечно же, собственные боли и болезнь стали говорить ему, что он не Бог. Он вопросы стал себе задавать. Именно в тот момент, когда я это понял, мне стало интересно анализировать его поступки.

– Правильное ли создается впечатление, что Иван IV вам не только интересен, но и чисто по-человечески симпатичен?
– По природе своей он мне, конечно, чужой. И я в основном ужасаюсь его деяниям. Но чем-то не могу не восхищаться. Все-таки страна, в которой мы живем, сформирована и его усилиями тоже. И поэтому как можно больше людей должны его знать, знать нашу историю. Во всех нас есть наше прошлое, нельзя от него отрекаться.

– А как вообще возникла идея снимать такое кино?
– Изначально это все-таки был не мой замысел, а студии "Аврора" и Владимира Досталя. Со мной начали переговоры в сентябре 2006-го, и я взялся за проект - с условием, что мы доделаем сценарий Александра Лапшина. Официально компания "Демарш" начала производство с февраля 2007 года, но сами съемки стартовали лишь через год, 15 января 2008 года, и закончились в августе. То есть подготовительный период длился больше съемочного – тема потребовала долгого внедрения и огромных физических затрат.

– На какие материалы вы опирались, работая над сценарием?
– Мы много документов изучили – практически все, что есть, а есть не так много. Сами знаете - Москва все время горела, что-то просто исчезло. Кроме того, говорят, что в XVIII веке Романовы переписали историю. Есть теория Фоменко, спорная, конечно, что было четыре царя в то время, что что-то от нас скрыто. Не знаю. Тут ведь какая сложность: в этом веке мало что доказуемо и у каждого историка свой взгляд на вещи. Взять даже наших консультантов: один говорит, что Иван IV обладал удивительной памятью, знал шесть языков, а другой – да ну что вы, он вообще темный человек был: может, татарский знал, а так и писать-то не умел. Вот вам полярные позиции двух специалистов. Плюс еще много легенд существует, каких-то недоказуемых фактов.

– Как при таком обилии теорий и темных пятен вы делали выбор в пользу той или иной версии?
– Я изначально понимал, что не смогу сделать эту картину, если не будет моего отношения к тем или иным событиям. Волей-неволей надо было вставать на какую-то позицию. Что бы я ни выбрал, все равно в итоге возникнет масса споров. У нас ведь как воспринимают историю? Почти каждый считает: я точно знаю, как это было. Другой говорит – нет, это я знаю, как было. И начинается… Именно поэтому в некоторых случаях я оставляю зазор, простор для размышлений. Чтобы каждый сам для себя решил, отравили, скажем, первую жену Ивана или нет.

– А вы как решили? Отравили?
– А я до конца не уверен. Обе версии имеют место. Раньше говорили: Грозный просто слишком мнительный был, Анастасия сама умерла. А в 2000 году провели анализ останков и обнаружили в них большое содержание ртути – получается, все же она была отравлена. С третьей стороны, в то время ртутью лечились, может, и в этом дело – поди разбери. Или вот смерть его сына. Я в фильме сделал так, что не совсем понятно, как все произошло: в пылу ссоры за посох берутся и оба Ивана, и Борис Годунов, и посох каким-то образом попадает в висок Ивана Ивановича. Я допускаю случайность – надо уважительно относиться к событиям многовековой давности, без категоричности. А вообще есть еще версия, что молодой Иван был отравлен.

– А что касается смерти самого Ивана IV? Там вроде бы все очень символично было: умер за игрой в шахматы, переставляя ферзя…
– А кто вам сказал про ферзя? Борис Годунов, с которым он играл? Эта версия не доказана. Я делаю так: волхвы предсказывают, что он умрет 18 марта. Грозный в этот день принял ванну, ему стало лучше. И он говорит: если я не умру, мы волхвов сварим. Опять ванну принял, сел играть в шахматы, приказал Бельскому: "Все, иди, растапливай..." В этот момент сердце его остановилось…

– С какими еще трудностями, кроме постоянной необходимости выбора той или иной точки зрения, вы столкнулись, реконструируя прошлое?
– Для съемок в современном пространстве XVI век - очень сложный период. Представьте, как сильно все отличалось от дня сегодняшнего. Это было аскетичное, непышное время, земля людям виделась плоской, крестились двумя перстами, ждали конца света – это же семитысячные годы по старому летоисчислению, это время рождения концепции Москва - третий Рим. Люди ощущали себя в центре бытия, все качества человека проявлялись максимально. И это все надо было передать.
Проблемы вообще возникали самые неожиданные. Например, когда мы начали натурные съемки, зима оказалась бесснежной, нехолодной – вполне современной. Но тут все разрешилось само собой: выяснилось, что в XVI веке такие теплые зимы были, даже однажды в январе зацвела вишня. Поиски подходящего пространства тоже были непростым делом. В то время все стены были из красного кирпича, сейчас таких зданий почти не сохранилось. Даже Коломенское, построенное Василием III в честь рождения Ивана, сейчас странным образом целиком покрашено в белый цвет. И мы в итоге снимали многие сцены в Крутицком подворье, на Таганке – это удивительно сохранившееся пространство. Остальное строили, дорисовывали на компьютере. Что еще? Язык в то время был совсем иной, нам непонятный. Но я не стал его в точности воспроизводить – иначе пришлось бы одновременно перевод давать, а это могло сделать фильм очень далеким от нас. У меня герои говорят сложным, но современным языком.

– Внешний вид героев наверняка тоже доставил хлопот?
– Конечно, одних костюмов только пришлось сделать великое множество. Вот, видите <указывает на стойку, буквально сгибающуюся под тяжестью полусотни кафтанов и платьев, расшитых бисером, отороченных мехом, украшенных узорами> – это только полпроцента специально созданных нарядов. Остальные брали в запасниках "Мосфильма". Оружие нам делал по образцам потрясающий белорусский мастер. Вот у меня стоит кончар – вы, наверное, о таком и не слышали. Этот четырехгранный меч, его впоследствии запретили - он наносит смертельные раны. Сверху, с лошади били в плечо, в голову – он шлем пробивал и кольца в кольчуге. Кстати, почти всех артистов мы учили держаться в седле. А вот точная копия знаменитого посоха Ивана. На съемочной площадке он, правда, дал слабину – сломался от удара о каменный пол, пришлось реставрировать. Да что там говорить – только на формирование грима каждый раз уходило 3-4 часа. Представляете, как мы снимали сцену Стоглавого собора в павильоне? Жарко, 30 человек в кадре - всем надо бороды приклеить, всех одеть, научить ходить правильно... Я и сам за время съемок специально бороду отпустил огромную, чтобы погрузиться в эту атмосферу. Сейчас подстригся - и меня тут же перестали знакомые узнавать.

– По какому принципу подбирали актеров?
– Я сразу сознательно шел на то, чтобы лица в основном были неизвестные. Хотелось создать пространство, в котором мы не считывали бы знакомые черты в соединении с гримом. Я рад, что у меня "естественные" лица в кадре, которые мы не соотносим с современным пространством и поэтому можем воспринять как лицо оттуда.

– Но Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, которые играют в фильме, достаточно известны…
– Из них узнаваема разве что Евгения Симонова – она играет Ефросинью Старицкую, жену брата Василия III - и то чисто внешне. Внутренне она, если можно так сказать, наполнена совсем другим миром. Филиппова в роли Макария тоже не узнать. А Чулпан в этот раз снималась в небольшой, довольно оригинальной роли, не скажу пока какой. Женя Цыганов тоже снимался в эпизоде. Играет всего один день, в гриме - мало кто его и увидит. Просто есть у нас такая договоренность: все, кто был в "Детях Арбата", практически все время у меня снимаются, даже в совсем маленьких ролях.

– Исполнителя главной роли долго искали?
– Начнем с того, что Ивана играют три человека. В детстве - Вадик Чекмарев, школьник, изумительно одаренный мальчик, я сам его нашел. На втором этапе - сын Андрея Макаревича Ваня. А все остальные возрастные диапазоны – Саша Демидов. Пришлось, конечно, поискать, да. Кого только не приглашали на пробы! Например, Юру Чурсина. Но он принципиально молодой человек, а звать еще одного актера на последние годы жизни Грозного мне не хотелось. В общем, в какой-то момент мы зашли в тупик. И я вспомнил про Сашу: он здесь учился у Гончарова, работал в театре, а потом вместе с группой уехал в Израиль. Там он звезда, много играет, и я думал, что его бесполезно звать. А он вдруг оказался более свободен, чем я предполагал.

– Как реконструировали внешний облик Ивана Васильевича? Мы ведь даже не знаем наверняка, как он выглядел – портретов той эпохи не сохранилось.
– Я ориентировался на два портретных изображения Ивана: первое написано в Роттердаме, второе – то, что воссоздал Герасимов по черепу. Мы сделали Саше грим и поразились сходству! Просто византийское лицо получается – сейчас таких нет. С точки зрения грима внешнего это очень точная работа. Даже на Черкасова у Эйзенштейна он похож в этом образе. К тому же, что важно, у Саши такая возрастная динамика, такая внутри пластика, что его лицо преображается от юного до немолодого.

– Насколько я знаю, в фильме будет достаточно кровавых сцен, казней, пыток. Понятно, что все это имело место, но, наверное, можно было отказаться от излишнего натурализма без ущерба для воссоздания атмосферы тех лет?
– Да, много таких вещей мы сняли – убийства, отрубание головы, самосожжение. Не знаю еще точно, что войдет в окончательный вариант. Видите ли, в чем дело - без этого ничего не понять. До какой степени это терпит телевизионное пространство, посмотрим… Да терпит, наверное, - немотивированная кровь сейчас льется по телевидению со страшной силой. Мне важно было показать, что все зверства, казни Ивана были преимущественно истерического характера, что он был нервным, а природной жестокости в нем было гораздо меньше. Хотя истерическая жестокость, может, еще более страшная.

– Как подбирали музыку под такой мрачный видеоряд?
– Музыку к фильму написал мой отец Андрей Яковлевич Эшпай, и я очень рад, что его масштаб огромный, дар, знание хорового пространства нам пригодились. У нас звучит семиголосный хор с ударными – и это необычное, минималистское сочетание дает возможность приблизиться к аутентичности атмосферы. Очень интересная тема идет в финальных титрах - как некая попытка эмоционально пережить боль за свои ошибки, которые нельзя исправить.

– Тяжело было поднимать такую тему? Не пожалели в процессе, что за нее взялись?
– Тяжело, конечно, а вы как думаете! Весь этот ад пропустить сквозь себя… И физически это был удар по организму, я выложился полностью. Любой съемочный процесс – это жуткое напряжение, а тем более такой огромный. Каждый день прокручиваешь в голове тысячи вариантов, каждый день надо предлагать новые решения. Надо было, чтобы масса обстоятельств сошлась: сценарий, финансирование, группа - сложный механизм. Но мы привели его в движение, пусть и неимоверным трудом. И я считаю, мы не зря прошли через все это: такое впечатление, что появление фильма обусловило само время. 10 лет назад он не мог быть снят - даже с материальной точки зрения. И сейчас, в дни кризиса, тоже. Значит, мы выбрали самый подходящий момент заглянуть в прошлое и разобраться в нас настоящих.

– Выходит, этот фильм и о нас тоже?
– Понимаете, в душе каждого из нас есть и прекрасное, и жуткое, но выход этому - в силу воспитания хотя бы - мы, как правило, не даем. А в те времена люди не стеснялись своих проявлений. И мы, смотря в прошлое, наблюдаем свой собственный внутренний мир, видим, что творится в каждом из нас, к каким вершинам может подняться человек и как глубоко в бездны он может опуститься. Человечество ведь так часто ошибается в вере в свои идеи, и это очень грустно. Но самое мерзкое, я считаю – игнорировать свои ошибки! Если мы поймем, где заблуждались, поймем, на что мы имеем право, а на что нет, если покаемся - это уже будет большое движение вперед. Если же нет – мы будем совершать еще более жуткие промахи, чем раньше. А это особенно страшно, когда дело касается власть предержащих. Сами понимаете, что за этим следует…

(Людмила Хлобыстова, RUTV.ru, 05.12.2008)



02.12.2008

Обновлена информация на странице Репертуар.



01.12.2008 Сегодня начинаются гастроли Московского академического театра им. В.Маяковского в Петербурге. В рамках этой поездки артисты театра покажут три постановки, две из которых петербуржцы еще не видели. Спектакль «Женитьба» с участием Михаила Ивановича пройдет на сцене Выборгского Дома Культуры 3 и 4 декабря.

Лучшие актеры Московского театра им. В.Маяковского выйдут на петербургскую сцену

«Мертвые души» (1 декабря)
Пьеса В.Малягина по роману Н.В.Гоголя. Художественный руководитель Театра им. Маяковского собрал настоящий звездный ансамбль, чтобы поставить две части бессмертного произведения: одну - всем известную историю с покупкой мертвых душ и вторую - по уцелевшим отрывкам сожженной автором рукописи, где Чичиков вновь идет на аферу, терпит фиаско и попадает в тюрьму. После чего раскаивается и обретает живую душу. Авторы сценария попытались реанимировать то, что Гоголь хотел скрыть, уничтожив свой второй том.

«Женитьба» (3 и 4 декабря)
Комедия Н.В. Гоголя в постановке Сергея Арцибашева. Сергей Арцибашев поставил удивительно тонкий, смешной и глубокий спектакль. Это - его первая работа в качестве художественного руководителя Театра им. В.Маяковского, где служит немало "звезд" российского театра и кино. Арцибашева не привлекала возможность поставить обыкновенный водевиль, он решил показать в "Женитьбе", как расчетливость в жизни уживается с глупостью, хитрость с простодушием, а представление о счастье обрастает какими-то немыслимыми, уродливыми формами. Он поставил гоголевскую пьесу как еще один сон, как грезу о том, как могло бы все быть хорошо - да не случилось. Это человеческие истории: понятные, печальные, грустные... Оттого так заразительно смеются зрители. Оттого так горестно они плачут. Арцибашев знает секрет соединения смеха и слез: просто надо сделать все как в жизни.

«Опасный поворот» (5 и 6 декабря)
Пьеса Д.Б.Пристли в постановке Сергея Арцибашева. Три четверти века назад никому неведомый прежде британский журналист Джон Пристли сочинил свою первую оригинальную пьесу "Опасный поворот". В 1939 году ее поставил Григорий Козинцев в Ленинградском театре Комедии. С той поры к этой пьесе неоднократно обращались разные театры, а в 70-е годы - отечественное телевидение. Опасный поворот - это всего лишь попытка откровенного разговора в узком кругу людей, связанных любовными, деловыми или родственными отношениями. Все они вполне благопристойны, но на поверку оказываются чудовищами - корыстными и лицемерными. Общество основано на лицемерии - это закон и его не может отменить никакая революция. "Говорить правду так же полезно, как повышать скорость на повороте", - утверждается в пьесе, и это трудно оспорить.

(использованы материалы интернет-издания «Санкт-Петербург.ру» от 27.11.2008)


Администратор сайта - Елена



Hosted by uCoz